Обозров aльманах
о мире и жизни в нем
site-map
26.07.2019
fathers_sons-thumb

Отцы и дети

Старая проблема в новом прочтении. Опыт стариков, его преемственность и развитие нового.

Проблема отцов и детей описана не только в одноименно романе И.С. Тургенева. Так или иначе она актуальна всегда и для всех, как незаживающая ноющая рана непрерывно напоминает о себе. Слепое следование традиция отцов и закостенение. Или каждая цивилизация должна начинаться с протеста детей новая и наивная (мы старый мир разрушим)? Опыт стариков, его преемственность и развитие нового.

Введение

С древних времен мы знаем, что уважение родителей и вообще старших было беспрекословно. Это очевидно было необходимым условием преемственности поколений, как механизма сохранения сознания всего рода человеческого. Передача по крови (или по-современному "генетической информации") было необходимым, но недостаточным условием поддержания уровня знаний рода или общества, в котором этот род жил.

Мы знаем, что сама по себе генетическая информация не активируется. Необходимо, чтобы ребенок был погружен в соответствующую среду обитанию, где родители (старшие) своим примером демонстрировали те традиции и норму поведения, присущие данному обществу. Только тогда ребенок, повторяя за старшими, нарабатывали необходимые навыки поведения. А если генетика позволяла, то и проявлялись те особенности, которые выли переданы от предков с кровью. Дар или талант, как это принято называть.

То есть для успешной поддержки сознания человечества нужны два элемента (достаточный и необходимый) – [1] кровь (гены) и [2] "молоко матери". Под вторым элементом подразумевается не само вещество, выделяемое женщиной, а элемент воспитания навыков (впитывание с молоком матери). В наше время мы уже видим, что происходит, если хотя бы одно из двух условий не выполняется — массовое вырождение и деградация сознания человечества.

отец-сын

Наличие безусловного подчинение родителям конечно же решило вопрос о сохранении знаний и навыков человечества из поколения в поколение. Однако возникла побочная проблема. Находясь самую молодую и активную часть жизни под некоторым "гнетом" родителей и обретая полную свободу самовыражения только после их смерти, человечество стало консервироваться на примерно одном уровне сознания.

Мы сейчас не будем рассуждать о том, откуда взялся начальный базовый уровень сознания. Как бы то не было, человечество развивалось экстенсивно. Необходимо было как-то акселерировать развитие сознания человечества. И самый простой способ это сделать – подорвать неприкасаемый авторитет отцов, что бы дети получили свободу самовыражения и вносить нечто новое в сознание человечества. Это стало прототипом явления, которое мы сейчас называем "либерализм".

Как вы понимаете, с этого момента и возникла возникла заглавная проблема отцов и детей. Согласно древней системе народного просвещения, уже со времен Ноя дети начали хамить родителям. Потом процесс бесконтрольно ускорялся и до чего дошел — мы наблюдаете своими собственными глазами в наше время.

Хам

Современные ювенальные заморочки только подстегивают и извращают смысл задуманного еще в древности процесса. Извращения смысла связаны с массовой потерей чувства мера – пониманием того, когда начинает "перегибается палка".

Мы не рассматриваем "эдипов комплекс", потому что это лишь извращенная заумь сексуально неудовлетворенного профессора. Но сам миф об Эдипе имеет смысл, аналогичный Хаму, только доведенный до крайности – убийство отца, как метафора убийства своей души. А женитьба на своей матери – метафора впадения в оголтелый материализм.

Тема "отцов и детей" невольно сводится к патриархальности, хотя половой аспект здесь не важен. В романе Харуки Мураками «1Q84» затронуты многие вопросы бытия и среди них оригинальным образом поднимается тема "мазы и доты" (искаженный английский "mother & daughter").

Мы не будем вас мучить дальнейшими поучениям об отцах и детях, поскольку эта песня (статья) не о воспитании детей, а о душе.

Души и тела

Мы решили сделать сдвиг образного сознания согласно древнему принципу «Что вверху, то и внизу». По этому принципу можно ассоциировать понятий из микро-мира с аналогичными в макро-мире. Микро (вниз) и макро (верх) – это условно-относительные термины. Мы сравниваем то, что можем наблюдать своими собственными глазам с тем, что не видим, но однако можем осознавать принципы взаимодействия аналогичных частей в другом, невидимом для нас мире.

В данном случае мы берем пару отцы и дети (о которых мы все знаем) и сопоставляем с парой души и тела. Про душу мы знаем только по наслышке, может что-то для нас станет более понятным?

Отношение отцов и детей (низ) аналогично отношению душ и тел (верх).

В качестве подтверждения этого тезиса мы берем бессмертную «Одиссею» Гомера. Попутно рекомендуем получить понимание сути самой собирательной фигуры, называемой «Гомер».

Поэма (былина, сказка) «Одиссея» повествует о приключениях Телемаха, отправившегося на поиски своего пропавшего отца по имени Одиссей. По ходу действия читателя переключают между событиями, разворачивающиеся как вокруг Телемаха, так и Одиссея.

одиссея

Догадливый читатель уже наверняка понял, что наш посыл состоит в том, что переносный смысл поэмы рассказывает, о том как Телемах (человек) отправляется на поиски своей потерянной души. Само имя "Телемах" значит "далеко сражающийся". Но если развернуть этот смысл, то — "удаленный <от души> и занимающийся махачем <со всем и вся>".

Все описанные события и перепетии героев следует понимать не буквально, а трактовать в переносным смысле. Так например сцена с сиренами – борьба со страстным обольщением. Не обязательно сексуальным, а с любыми пристрастиями, от которых человек может терять разум.

В конце концов все древние мифы и легенды – является тем, что мы сейчас называем баснями. Просто современные басни, как правило, описывают какой-либо "одноразовый" (эпизодический) мир. Древние же "басни" (мифы, легенды, былины, сказки) зачастую использую некий повторяющийся (многопользовательский) мир.

Хотя это не гарантирует его детальной проработки. Так например невозможно создать единую генеалогию языческих богов античности, поскольку их родственные отношения не консистентны и противоречивы. Важны лишь образные связи в конкретном контексте. Например выражение «Краткость сестра таланта» не должно вызвать желание выяснить их родителей.

Вообще трактовка древних мифов и легенд с рациональной точки зрения – занятие бесперспективное и смехотворное. Это всегда метафоры, которые невозможно трактовать однозначно. В качестве примера иной взгляд на миф «О ребре Адама», разбор легенды «О золотом руне» или древний список семи чудес света. Еще примеры...

Одиссей – образ души, которой лишен Телемах. Но и Одиссей тоже действует как независимый герой, стремящийся к самосовершенствованию и поиску своей пра-души.

В начальной песне поэмы встречаем авторскую констатацию, что Одиссей удерживается в плену у нимфы Калипсо. Не случайное созвучие с клипто<манией>. Одиссей-душа похищена и содержится в плену.

Остров, на котором он находится называется Огигия. По поводу это названия нет однозначных сведений. Огигия ассоциирована с Аидом (миром мертвых) и более древним названием Египта (Долина <мертвых> Царей). То есть душа мертва или "как бы мертва". Хотя мы понимаем, что для души понятие смерти не применимо, она просто отделена от тела и не имеет возможности с ним общаться.

ваяк-жрец

При желании весь повествовательный смысл «Одиссеи» можно свести к русскому выражению «Путь из варяг в греки», которое, увы, понимается слишком рационально (мир поражен рацио-чумой). По нашей версии данное выражение надо понимать образно, как «Путь из ваяк в жрецы» — переход из состояния борца (мачо-махача) в состояние разуму-мудрости (жреца).

При чем это не означает отказ о борьбы в принципе (пацифизм, толстовство, конформизм), а переход на новый уровень — достижение своих целей не силой мускулов или глотки, а тем самым пресловутым разумом (не путать с "умом").

Мы опять упираемся в аналогию душародитель. К месту вспомнить о понятии «ангел-хранитель». Кто это может быть, как не душа родителя, кто опекал при жизни и продолжает после смерти?

Не следует вульгарно понимать, это как конкретна душа конкретного отца или матери. Это может быть многоликий агломерат предков. Связь осуществляется двойственным каналом, о котором мы упоминали во вступлении – кровный (генетика) и информационный (память).

Сейчас активизировался интерес к генеалогии, но не все имеют благородные корни и возможность восстановления генеалогической информации. На самом деле эти не на столько важно, чтобы получить своего ангела-хранителя или обрести сильную душу (что есть по сути одно и то же). Необходимо лишь включить свой внутренний камертон, стать заметным и интересным для духовного мира. Генетика и информация (ноосфера) так плотно переплетены сейчас, что обязательно кто-то откликнется на зов и установит связь.

улисс

Нельзя не упомянуть модерн-аллюзию на гомеровскую «Одиссею» ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс». Заявленная нами тема поиска души там полностью отсутствует. Есть лишь декадентский литературный троллинг оригинального текста «Одиссеи» схоластически образованным джентльменом 19-го века.

Если нигилизм в общем – философское течение, опровергающее сомнительные т.н. "общепринятые" ценности, то нигилизм Джойса абсолютно неконструктивен. Он опровергает все без оглядки, но не предлагая ничего в замен (разрушение ради разрушения, как злой ребенок, топчущий чужие песочные замки). Его эпизодические всплески сознания не имеют никаких определенных форм и обоснований, и  соответственно нежизнеспособны.

Роман «Улисс» яляется аллюзией «Черного квадрата» Малевича – та же содержательность произведения и декадентский стёб, только в разных видах искусства (Баба Яга против <всех>). Роман наполнен не смешным высокомерным и заумным английским юмором, и только иногда возникают блики живого сознания на мрачном полотне повествовании.

Так однажды автор устами своего героя Стивена (линия сына Улисса и лирическое альтер-эго самого автора) рассуждает о шекспировском Гамлете. По его версии настоящим "глубинным" Гамлетом является тень (призрак) отца Гамлета. А сам принц – лишь тело (чучелко), на которое навешена ответственность отца Гамлета.

тень-отца
Когда б не тайна моей темницы, я бы мог поведать...
 Но вечное должно быть недоступно плотским ушам.

Принц страдает от этого и задается вопросом: «Быть или не быть?», где подразумевается, что тело это Бытие, а душаСознание. Таким образом гамлетовский вопрос следует трактовать как «Жить или не жить?» (не имея души).

Попутно возникают сомнения в категоричности марксистского (атеистического) тезиса: «Бытие определяет Сознание». Не то, что мы полностью отвергаем его, но находимся в дуалистической суперпозиции верность как прямого, так и обратного утверждения. То есть «В здоровом теле – здоровый дух» необходимое, но недостаточное условие для обретения духовности (сознание). Достаточности добавить обратный посыл: «У здорового духа – здоровое тело». Оба тезиса истинны вместе, но оба теряют истинность в изоляции друг от друга.

Следую общему прогрессивно-саркастическому духу всего романа, в части где отражения Одиссея и Телемаха наконец встречается, действия напоминают пьяный бред. Героев притянула судьба, "отец" проявляет довольно неуклюже заботу о пьяном "сыне", а тот относится к нему отстраненно. Напомним, что формально по сюжету они малознакомые люди, но с разницей в возрасте соответствующей отцу и сыну. (болливудская сюжетная линия не предусмотрена).

Справедливости ради надо заметить, что во время этого "бредового" эпизода "отец" и "сын" пытаются совершить некое созидательно действо в симбиотическом ключе – каждый привносит то, что он может лучше. В абстрактном смысле – отец (душа) обладает четким сознанием (опытом), а сын (тело) может более эффективно манипулировать материей. И только в их симбиозе можно получить осознанный результат как на материальном, так и духовном планах.

Послесловие

Дуализм и суперпозиция – научные понятия, изучаемые уже в школьной программе. Никто не запрещает распространять их не только на физику, но и на психологию.

дуализм-света
Дуализм (суперпозиция) света

Биполярный синдром (раздвоение личности) существует и является аналогом явления дуализма света в психологии. Вместо того, чтобы выставлять это явление как жупел и подавлять разного рода транквилизаторами и нейролептиками, следует разобраться и использовать эффект во благо развития личности. Человеку, бывавшему на двух противоположных полюсах сознания легче понять, что такое "золотая середина". В отличие и по сравнению с т.н. "нормальным", кто всегда находится на одной фиксированной точке сборки сознания (убеждизм).

корень

Еще одну замечательную аналогию тела и души можно обнаружить в мире математики. Там существует понятие компле́ксного числа. Оно со всеми его уникальными свойствами «вещественная+мнимая части» соответствует комплексу «тело+душа». Причем без необходимости образной натяжки, а простым совпадением лексических смыслов терминов — теловещественно + душамнима. Подробности и рассуждения в статье «Комплексный человек».

настоящее

Настоящий человек (комплексный человек) находится в настоящем. Он одновременно (суперпозиционно) стоит как из своего прошлого – из своих родителей, предков, своих ангелов-хранителей души, так и своего будущего – того тела, которое осуществляет перенос своей души в будущее. Не то фантастическое или утопическое будушее, а которое здесь и сейчас.

три-в-одном

Помни  прошлое , цени  настоящее , создавай  будущее  — все одновременно!

Поделиться Поделиться в Телеграм