Обозров aльманах
о мире и жизни в нем
site-map
18.01.2020
viy-thumb

Вий

Неожиданная, неоднозначная и многомерная фигура Вия.

Не так страшен Вий, как его малюют.

Больше всего мы знаем Вия по однодоменной мистической повести Гоголя из сборника «Миргород». Однако сам этот древний персонаж не так очевиден и карикатурен, как принято считать. Это существо – "дэймон" или "демон"(в негативной коннотации) древнего славянского пантеона и олицетворял некое качество или явление Мироздания (Миргорода).

viy 

Существуют по крайней мере три версии прохождения названия «Вий»:

  1. От украинского "вія" – ресница. Самая простая и как правило самая неправильная версия. Ведь самое яркое в образе Вия – веки и глаза а, не ресницы.

  2. Древний восточнославянский бог Вей (в малороссийском произношении "Вій"). По характерным признакам считается, что позже он стал называться "Велес", уже в положительной коннотации.
    вий

  3. Используя принцип словообразования "вещий" (← ве́дующий, веду́щий), само собой напрашивается "видящий" → "вий".

Третий вариант видится самым интересным. И хотя сейчас в вульгарном оккультизме ви́дение (яснови́дение) является очень желанным, но те, кто реально им овладели столкнулись с рядом неприятных последствий.

Вывод из этого – для ви́дения необходимо иметь надежный энергетический запас и уметь управлять им (включать и выключить при необходимости).

Гоголевский Вий показан как экстремальный (запущенный) вариант ви́дения. Вий существует в изоляции и его надо еще дозваться, чтобы он вышел из своего обиталиша. При этом Вий приложил особые меры, чтобы его веки не открывались сами по себе. Теперь их должны открывать другие. А коль скоро их открывают вурдалаки, то конечно не для самых добрых целей.

У Гоголя присутствует очень важный момент, часто упускаемый в экранизациях. Вий не видит Хому не потому, что веки Вия закрыты. Даже после того, как веки уже открытым его "сглаз" сработал лишь тогда, когда Хома не выдержал и посмотрел на Вия (дерзнул).

Это создает четкую аллюзию с мифом о Медузе-Горгоне. Сам принцип почему так бывает, что некоторые субъекты Мироздания невидимы друг для друга, описан в статье «Суры и асуры».

Вообще надо заметить, что традиция не смотреть в глаза высочайшего правителя совсем не от подобострастия, а для самосохранения (да ну его нафиг смотреть в глаза). В древние времена такие правители обладали энергетикой и ви́динием, четко понимали, что требовали и зачем. Следовательно можно было получить сглаз за неуважение (идиома "испепеляющий взгляд").

Даже Велес, хоть в целом положительный персонаж, но существовал канон, подзабытый современными художниками — Велеса изображали с закрытыми глазами или спрятанными под балахоном.

велес-глаза

Это вам не современные "демократические" правители (точнее уже охлократические). Что может сделать правитель-охламон, избранный толпой, да еще если вокруг него собрались вурдалаки.

Вий и нынешнее общество

Поскольку Вий это не просто мистической персонаж, а явление Мироздания, то так или иначе он будет проявляться в общественной жизни человечества. Конечно же с возможной девиацией в широком диапазоне от плохого до хорошего (Вий↔Велес).

 чиновник-вий 

Самым ярким напоминанием о Вие является пост председателя Конституционного Суда. Конечно же он не такой пугающий, как гоголевский Вий, и может быть вполне приятным, как вечерняя зорька. Обычно он существует где-то там в самом себе, никак себя не проявляет в обществе. Но вдруг возникает конституционный кризис и тогда его призывают, чтобы огласить свое решение. При всем уважении к светлой главе Конституционного Суда, он не является ви́дящим, а лишь избранным чиновником. Поэтому выдает на гора́ все, что взбредет в его светлую голову. Или что налилось в его уши из других светлых голов, близких ему по духу.

Еще его периодически призывают для коронации очередного президента. Открывают ему веки и показывают пальцем — вот этот. Затем отпускают восвояси заниматься своей своясей.

В республиках парламентского типа роль Вия исполняет президент (имя которого мало кто знает и помнит). ВурдВульгармент (народно избранный) пишет законы и отдает их на утверждение президенту. Прeзидент-Вий подписывает их не поднимая своих век.

Считается, что в демократическом обществе есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Логически архетип Вия относится судебной власти. Даже если он назван "президент", поскольку он исполняет роль верховного нотариуса. Однако был еще один вид супер-власти, о котором хорошо забыли. Там где ипостась Вия переходит в ипостась Велеса.

Блюстительная власть

Блюститель – ви́дящий с безукоризненной репутацией. Его обязательно знали все, но суть его деятельности оставалась вне публичного внимания. И в самом деле блюститель не был вовлечен в политический процесс напрямую, а был блюдущим наблюдателем. Благодаря способностям ви́дения видел почти всё. Конечно же не Всевидящий, но точно устремленный в том направлении и уже много достигший.

Он не вмешивался в политехнический процесс, а делегировал его стоящим ниже себя по развитию, чтобы и они тоже получили возможность развивать созидательность (не путать с креативом) и ви́дение (не путать с подглядывание/подслушиванием, с последующим распространением слухов). Но блюститель имеет право вето на все, что он посчитает нужным. Он может намекать, что ему не нравится или что надо сделать. Но никогда не будет создавать закон сам, хотя и способен на такое.

Самым известным претендентом на блюстительную власть был человек по имени Иисус из Назарета (пришедший на заре эпохи). Он претендовал на иудейский престол, как древнюю наиболее продвинутую монотеистической идеей экумену Ближнего Востока. После того как его идеи были отвергнуты своими же соплеменниками (нет пророка в своем отечестве), они стали перебираться на Запад и развиваться там.

О необходимости блюстительной власти стало ясно и возникла идея Папы как блюстителя который бы продолжал курс Христа. Первые Папы (этнические сирийцы) действительно преуспели в этом. Но когда подоспели Папы римляне, итальянцы и прочие европейские скороспелые христиане, всё радикально изменилось.

Политические кланы смекнули, что фигура Папы может стать решающей в клановой борьбе. Под благовидным предлогом Папе предали остальные три ветви власти и титул «pontifex». Термин родственен "понтону" (то, что соединяет) — понтовый правитель-экстра. После этого стали всеми правдами и неправдами проталкивать на пост Папы своих ставленников, одержимых властью личностей и зачастую извращенцев.

Естественно когда фигура Папы была окончательно извращена, появился другой Блюститель. Но уж никто не знал, где он находится, кроме его имени.

Иоанн Пресвитер

иоанн-пресвитер иоанн-пресвитер

Его называли император-монах и ходили легенды о его неисчислимой власти и нестяжательстве. Даже возник культ нестяжательства названый "пресвитарианством".

Но никто не знал, где находится его империя. Понимая, что он наказывает Европу, там, где европейцев гнобили магометяне, полагали, что его престол в Эфиопии. До сих пор правителя Эфиопии величают императором и по негласному международному этикету даже нынешняя королева Британии первой поклонилась ему при официальной встрече.

В тех же частях Европы, на которые наезжала Орда, полагали, что Иоанн Пресвитер правит откуда-то из Востока (Сибири). Были предприняты много попыток найти его резиденцию. Тот же Марко Поло несомненно искал путь к двору Иоанна Пресвитера. Умберто Эко написал роман «Баудолино», в котором спутником заглавного героя в поисках царства Иоанна Пресвитера оказывается Фридрих Барбаросса, путешествующий анонимно.

В 19-м, веке философская мысль вышла на новое понимание принципа Верховного Блюстителя Мира и создала новый термин — Гений планеты. Однако события начала 20-го века больше чем на столетие выбила это из сознания человечества.

Попробуйте прикинуть, какая Европейская фигура середины 20-го века подходила под типаж импертора-монаха или Гения Планеты? Грозного, но справедливого и нестяжательного блюстителя.

В качестве бонуса — не официально (за глаза) королем-монахом называли почившего монарха (буквально махарджа) Таиланда Раму IX, пользовавшегося невероятной любовью и почитанием народа. По совпадению или по Проведению, число 9 в буддизме считается сакральным – девять качеств совершенства личности.

Институт блюстителей

Конечно же Блюстители бывают не только планетарными или державными. Институт блюстителей пронзает все общество сверху вниз. Конечно же тогда качества блюстителя на низких уровнях достаточна просты и даже подготовительны. Им может овладеть любой человек, который поставит для себя такую цель и начнет формировать свой характер соответственно.

То качество, которое делает простых людей выдающимися. Но не в каком-то артистическом или спортивном плане, а в смысле в созидательного управления – люди-заступники. Более скромный, не элитарный, а народный уровень блюстительства.

Лучше всего низовой уровень заступничества выражался в народных депутатах советского времени. Это сейчас в депутатство лезут за личной неприкосновенностью (когда занимаются темными делишками) или за карьерний ступенькой к Государственной Думе (это уже надежная синекура без какой-либо ответственности).

В советское время народными депутатами становились лишь самоотверженные альтруисты. Неприкосновенность не была востребована и не фигурировала в привилегиях, а лишь дополнительная неоплачиваемая общественная работа. Политической карьеры депутат сделать не мог, поскольку Верховный Совета, собирался лишь периодически.

Выражение "слуга народа" не был тогда язвительным, как сейчас. А скоре сочувствующим, а в среде самих депутатов – самоироничным. Конечно ни о каком мистическом ви́дении нельзя было говорить. Ви́дели они потому, что сами там жили, чувствовали и понимали все проблемы бытия. Выслушивали жалобы от избирателей и уже по своему личному пониманию и жизненному опыту решали, кто нытик и жалобщик, а кто на самом дел несправедливо обделен.

Ходили по кабинетам, хлопотали и добивались. Управленческая систем была тогда выстроена адекватно. Депутат не имел властных полномочий, но имел серьезный статус доверия. Чиновник понимал что, отмахнуться от него нельзя. Если депутат раскрутит тему и отправит ее наверх, то чиновнику не поздоровится. Очерк о настоящем депутате.

В древней Руси такой институт назывался «ко́па» (копное право, скопом, копна) в ко́пу входили только сознательные и ответственные представители общества (в отличие от толпы). Народное ве́че годилось только для племенных общин, небольших поселений и городов. С ростом населения возникла необходимость ко́пы и оттеснение инерционной массы от решения важных социальных вопросов.

копна

Более высокий уровень заступничества теперь называется модным словом омбудсмен. От нормандского umboðum+‎boð (буквально "во имя", "по праву", "по манадату"). Да, это эвфемизм советского "комиссар". Хотя в реальности омбудсмен – лишь оплачиваемый чиновник, который получил не пыльную работу, согласно которой необходимо лишь иногда вякнуть с важным видом в интервью СМИ. Один из вариантов синекуры. В некоторых странах, сначала  принявших такой стандарт, начали отказываться от них потому, что толку от омбудсменов никакого нет, а лишь расходы (например Эстония).

По всей естественной логике, роль заступника такого уровня должен исполнять прокурор. Но поскольку в нынешнем мире фигура прокурора оказалась политизированной и зачастую продажной, а это вошло в вынужденную традицию. Пришлось начать играть в чехарду — умножать сущности – омбудсмены, следственные комитеты и прочее умножение казенных трат (вместо того чтобы поменять сам механизм формирования системы и ключевые личности). Лучше сделать одну маленькую революцию внутри элиты, чем одну большую глупость, которая скажется на всем народе.

плановые-работы

Более высокий уровень блюстителя — региональный (для больших стран имперского типа). Их можно назвать "смотрителями". В нынешней России ими являются полномочные представители президента в федеральном округах. В Британском Содружестве – генерал-губернаторы, назначаемые Королевой Британии (всего 16 стран, включая такие страны как Канада и Австралия). В Римской Империи это были прокураторы в государственном ранге "Всадник".

О державных блюстителях мы уже упоминали – президенты и конституционные монархи. Извращением является излишняя вовлеченность блюстителя в политику, либо отсутствие авторитета в обществе. Имеют место поиски иных формы блюстительства, чтобы избежать замыленных, неправильно понимаемых терминов и шельмования. Ключевые качества блистителя – отрешенность и личный авторитет. А вот как этого достичь и есть "секрет" блюстителя. Хотя не так уж он и секретен, вы его уже знаете. Это третий ключ – ви́дение.

видиние

Следует вспомнить и другого Блюстителя, который не в обществе, а над обществом. Того, кто не просто ви́дяший, а Всеви́дящий. Хотя сам и не видим, но излучаем. А следовательно Он всегда с нами.

всевидящий

Поделиться Поделиться в Телеграм