Обозров aльманах
о мире и жизни в нем
site-map
expl_stradanie-thumb

Страдание • Счастье • Терпение

Статья из «Растолкового словаря Обозрова»

Страдание

Страдание — неотъемлемое явление процесса жизни, побуждающее к развитию отдельную личность или общество в целом. Следует отличать "жизнь" как динамический процесс (наличие возможности к развитию) от других форм статического существования/пребывания (отсутствует возможность развития).

Нет худа без добра

В динамическом процессе жизни необходимо обеспечить базовый объективный механизм ротации между состоянием, провоцирующим страдание и его облегчением. Подробнее о механизмах этой ротации в статье «Чет-нечет».

  1. Объективные (физиологические) предпосылки:
    • Ежесуточные – день / ночь
    • Ежемесячные – полнолуние / новолуние
    • Ежегодные – сезонность (лето / зима)
  2. Субъективные (индуцированные) по результатам реакции и развития живых сущностей:
    • Личностные –  белая / черная полоса жизни
    • Коллективные – тучные / голодные (кризисные) года
    • Цивилизационные – темные века / возрождение
  3. Идеалистические (умозрительные) маяки:
    • Эмоциональные – добро / зло
    • Абсолютизированные – рай / ад
    • Условные – виртуальные рай / ад ("игра богов" в условиях реальной жизни)
      1. Условный "рай" (проверка на вшивость) – изгнание из "рая" в случае провала теста на чувство меры
      2. Условный "ад" (приближение к "красной черте") – радикальное побуждение к качественному рывку в развитии

    Следует понимать, что абсолютные ад и рай не существуют в некой невидимой зоне пространства, а являются статическим состоянием личности для тех, кто уже потерял жизнь. Но живые люди могут родиться или перейти в процессе жизни в условный "ад" (физиологические ограничения или ограничения свободы), что является наказанием за ошибки (грехи), но с возможностью искупления их путем качественного броска в развитии своей личности (покаяния). Это происходит только тогда, когда человек "по-хорошему не понимает". Но у человека всегда остается шанс остаться в игре, пока он жив.

Счастье

От лёгкой жизни мы сошли с ума.

О. Э. Мандельштам


Счастье — как цель стремления к перманентной (непрерывающейся) "белой полосе" жизни. Исходя из выше сказанного, это значит желание остановить процесс развития личности (или общества), что противоречит главному условию жизни.

Соответственно безудержное желание счастья (цель оправдывает средства) является утопической идеей и основополагающим заблуждением. Легкая жизнь приводит к эффекту энтропии (естественной постепенной деградации). В этом случае жизненная среда (как механизм жизни) будет в качестве ответной (причинно-следственной) реакции усугублять предпосылки для страданий:

Принцип необходимости страданий в жизни был замечен, но из этого замечания был сделан не совсем адекватный вывод. Он состоит в том чтобы самостоятельно инициировать страдания с заделом на отсутствие их в будущем (гарантия от попадания в яд). Однако это выразилось в самоистязаниях, ношении вериг и прочих религиозных экзальтациях. Позже получило название «мазохизм» (с добавлением сексуального аспекта). Это стало последствием идеализации будущего под влиянием идеалистических образов рая и ада.

По сути культ страданий является предпосылкой к культу абсолютного счастья, но отсроченного в неопределенное будущее. Нет формальных этимологических доказательств, но однако нельзя не замечать совпадения звуков в словах "счастье" и "сейчас":

настоящее
Счастья
не было в прошлом, и не будет в будущем – оно бывает лишь здесь и сейчас⁠ ⇒ «Сейчастье»

Одна из форм умеренного осознанного профилактического страданиявеликий пост, приуроченный к объективной сезонной черной полосе. Другие посты, отшельничество и обеты – по мере интуитивной необходимости.

Нужно лишь не бежать от страданий, а работать с ними по мере их возникновения. Осознавать момент наступления страдания на ранней его фазе (на уровни тенденции) и использовать его как повод для сосредоточивания (отстранение от рутины) и анализа ошибок. Использовать это время для развития своей личности на любую дельту больше нуля.

На уровне традиционных культур были даже предложены периодические "профилактические" дни. Например шаббат в иудаизме, воскресенье в христианстве, пятница в исламе, "святые дни" в буддизме – плавающие согласно лунным четвертям (обозначаются в ежегодном календаре).

Четыре благородные истины Будды:

  1. В мире есть страдание — постулирование явления.
  2. Причина страданий — ненасытные вожделения (мании, отсутствие чувства меры).
  3. Страдания можно прекратить — неуклонное развитие сознания (не по принуждению, а осознанно).
  4. Существует метод (путь) прекращения страдания – "срединный путь", путь Дао (зона гармоничной жизни).

Не абсолютное страдание и не абсолютное счастье не являются целями Мироздания. Но такой целью является рост сознания, как противодействие объективной силе энтропии). Следовательно разумной жизнью является поддержание гармоничного баланса сил.

смеющийся-будда
Хотэй (Будай / Бодай)
 олицетворение бога счастья в китайской культуре

Европейцы ошибочно полагают, что это Будда, хотя он действительно сформировался в таком виде с приходом буддизма в Китай.

По канону в левой руке Хотей держит символ материального достатка (Левый Путь), а в правой – символ духовных ценностей (Правый Путь). Одновременно это методологический символ Срединного Пути (Дао).

Терпение

Терпение — необходимый фактор времени для перехода идеи в реальность. Если мысль мгновенна, то реальность (материя) инертна.

В каком-то смысле тезис: «мысль материальна» имеет право на существование, но лишь при условии терпения — между мыслью и реальностью должно пройти некоторое время. И чем сложнее мысль, тем больше времени требуется. Но следует понимать, что терпение не есть просто пассивное ожидание, в это время человек должен создавать предпосылки для реализации своей идеи (под лежачий камень вода не течет).

Любое чудо (фокус) требует тщательной и длительной подготовки для демонстрации. Будь то подготовка иллюзионного оборудования или развитие личных сиддх. А как себя чувствовать во время процесса терпения – каждый решет сам для себя: страдать или ощущать счастье от самого состояния быть живым.

Бог терпел и нам велел

Обычно эта расхожая фраза трактуется к по отношении к Христу и боли, которую он терпел перед казнью, однако это неверная трактовка. Да, в современном русском языке понятие "терпение" относится как к ощущению острой боли, так и совершенное безболезненная терпеливость исключительно по времени. Перетерпивать боль (страдать → выдюжить) – это другое понятие и семантически они разные. Сравните анг. patience – терпение (без боли) и анг. suffer → stand, bear – терпение (острой боли).

Эта разница очень важна для понятийного аппарата человека, который стремится повысить свое сознание. Поэтому выражение «Бог терпел и нам велел» относится не к казни Христа (события развиваются стремительно), а к Богу-Отцу и его принципу долговременного терпения, встроенного в Мироздание. Наказание от Мироздания настигает человека за ошибку (грех) не моментально, а с задержкой (терпением), предоставляя шанс человеку исправиться (покаяться). Соответственно:

Бог терпел и нам велел ⇒ И человек должен иметь терпение ⇒ Не суди <моментально> и не судим будешь

В христианстве механизм наказания и терпения показан невнятно, но очень детально описан в индуистской концепции кармы. В частности "буфер терпения" там назван термином तपस् [тапас]. Такое явление как "мгновенная карма" бывает если "буфер" переполнен (терпение не бесконечно).

Каждый тип греха записывается на отдельный "счет/буфер", чтобы дать понять причину наказания. Такое явление на эзотерическом жаргоне называется "зеркало" (кривое зеркало) – подобное наказывает подобное. Абсолютно всегда, без каких-либо исключений негативные черты характера "агрессора" содержится и у "жертвы". Намек судьбы сделан, а понять и осознать – дело самой личности (up to you).

Терпение (без боли, но по времени) очень важно для постижения ассоциативной логики. Торопыги (нетерпеливые) предпочитают формальную логику – она дает моментальный результат, но не факт, что верный в каждом конкретном случае.

Поспешишь – людей насмешишь

А выражение «время – деньги» способствует использованию формальной логики. И даже без пафоса: «Деньги – бездуховность», а потому, что погоня за быстрыми деньгами ведет к ограничению сознания человека.

Поделиться Поделиться в Телеграм