Обозров aльманах
о мире и жизни в нем
site-map

Страдание • Счастье

Статья из «Растолкового словаря» Обозрова

Страдание — неотъемлемое явление процесса жизни, побуждающее к развитию отдельную личность или общество в целом. Следует отличать "жизнь" как динамический процесс (наличие возможности к развитию) от других форм статического существования/пребывания (отсутствует возможность развития).

Нет худа без добра

В динамическом процессе жизни необходимо обеспечить базовый объективный механизм ротации между состоянием, провоцирующим страдание и его облегчением. Подробнее о механизмах этой ротации в статье «Чет-нечет».

  1. Объективные (физиологические) предпосылки:
    • Ежесуточные – день / ночь
    • Ежемесячные – полнолуние / новолуние
    • Ежегодные – сезонность (лето / зима)
  2. Субъективные (индуцированные) по результатам реакции и развития живых сущностей:
    • Личностные –  белая / черная полоса жизни
    • Коллективные – тучные / голодные (кризисные) года
    • Цивилизационные – темные века / возрождение
  3. Идеалистические (умозрительные) маяки:
    • Эмоциональные – добро / зло
    • Абсолютизированные – рай / ад
    • Условные – виртуальные рай / ад ("игра богов" с условиях реальной жизни)
      1. Условный "рай" (проверка на вшивость) – изгнание из "рая" в случае привала теста на чувство меры
      2. Условный "ад" (приближение к "красной черте") – радикальное побуждение к качественному рывку в развитии

    Следует понимать, что абсолютные ад и рай не существуют в некой невидимой зоне пространства, а являются статическим состоянием личности для тех, кто уже потерял жизнь. Но живые люди могут родиться или перейти в процессе жизни в условный "ад" (физиологические ограничения или ограничения свободы), что является наказанием за ошибки (грехи), но с возможностью искупления их путем качественного броска в развитии своей личности (покаяния). Это происходит только тогда, когда человек "по-хорошему не понимает". Но у человека всегда остается шанс остаться в игре, пока он жив.

От лёгкой жизни мы сошли с ума. © О. Э. Мандельштам

Счастье —  как цель стремления к перманентной (непрерывающейся) "белой полосы" жизни. Исхода из выше сказанного, это значит желание остановить процесс развития личности (или общества), что противоречит главному условию жизни.

Соответственно безудержное желание счастья (цель оправдывает средства) является утопической идеей и основополагающим заблуждением. Легкая жизнь приводит к эффекту энтропии (естественной постепенной деградации). В этом случае жизненная среда (как механизм жизни) будет в качестве ответной (причинно-следственной) реакции усугублять предпосылки для страданий:

Принцип необходимости страданий в жизни была замечен, но из этого замечания был сделали не совсем адекватный вывод. Он состоит в том чтобы самостоятельно инициировать страдания с заделом на отсутствие их в будущем (гарантия от попадания в яд). Однако это выразилось в самоистязаниях, ношении вериг и прочих религиозных экзальтациях. Позже получило название «мазохизм» (с добавлением сексуального аспекта). Это стало последствием идеализации будущего под влиянием идеалистических образов рая и ада.

По сути культ страданий является предпосылкой к культу абсолютного счастья, но отсроченного в неопределенное будущее. Нет формальных этимологических доказательств, но однако нельзя не замечать совпадения звуков в словах "счастье" и "сейчас":

Счастье возможно здесь и сейчас. Но разумеется не в маниакальном профанированном виде.

Одна из форм умеренного осознанного профилактического страданиявеликий пост, приуроченный к объективной сезонной черной полосе. Другие посты, отшельничество и обеты – по мере интуитивной необходимости.

Нужно лишь не бежать от страданий, а работать с ними по мере их возникновения. Осознавать момент наступления страдания на ранней его фазе (на уровни тенденции) и использовать его как повод для сосредоточивания (отстранение от рутины) и анализа ошибок. Использовать это время для развития своей личности на любую дельту больше нуля.

На уровне традиционных культур были даже предложены периодические "профилактические" дни. Например шаббат в иудаизме, воскресенье в христианстве, пятница в исламе, "святые дни" в буддизме – плавающие согласно лунным четвертям (обозначаются в ежегодном календаре).

Четыре благородные истины Будды:

  1. В мире есть страдание — постулирование явления.
  2. Причина страданий — ненасытные вожделения (мании, отсутствие чувства меры).
  3. Страдания можно прекратить — неуклонное развитие сознания (не по принуждению, а осознанно).
  4. Существует метод (путь) прекращения страдания – "срединный путь", путь Дао (зона гармоничной жизни).
Не абсолютное страдание и не абсолютное счастье не являются целями Мироздания. Но такой целью является рост сознания, как противодействие объективной силе энтропии). Следовательно разумной жизнью является поддержание гармоничного баланса сил.

Поделиться Поделиться в Телеграм