Обозров aльманах
о мире и жизни в нем
site-map

Схоластика

Статья из «Растолкового словаря» Обозрова

Схоластика — термин происходит от альтернативного способа произношения слова "школа" (анг. school). Термины "школа", "школяры"  в русском языке (не в обыденном общеобразовательном контексте, а в научно исследовательском) является эвфемизмом схоластики, поскольку оригинальный термин обрел негативные оттенки из-за особенностей средневековой схоластической науки.

Альтернативой схоластики является эмпиризм – метод познания эпохи Возрождения, как восстановление греко-античной научной традиции.

Схоластическое образование проявляется в тенденции к формальному зазубривания информации вместо осознанного его понимания. Таким образом это способствуют увеличению количественному IQ, но не способствует развитию сознания и разума в качественном плане. То есть образование становится формально-академическим без наличия нуминозного чувственного опыта, что приводит к надуманным решениям, которые формально-логически правильны и соответствуют общепринятым аксиомам, но де-факто работают неэффективно и порождают множество побочных проблем. Они в свою очередь требуют отдельного решения, захламляя таким образом процесс познания умножением сущностей ("Бритва Оккама" как указание на эту, до сих пор нерешенную, проблему).

Схоластическая академическая наука проявляется в жесткой принципиальности следованию постулатам и аксиомам напрямую, либо на предыдущие работы схоластов (школяров), которые уже прошли формальный схоластический фильтр. Любые исследования, противоречащие аксиомам и парадигмам отвергаются априори. С одной стороны это упрощает (рационализирует) научный процесс, но с другой стороны – жестко ограничивает творческий потенциал и переводит науку на стезю экстенсивности.

Так например теория относительности (ТО) Эйнштейна, не смотря на ее широкую известность так и не признана официальной наукой именно за отход от общепринятых аксиом. Нобелевская премия Эйнштейну была вручена в утешительном порядке, формально за его давнюю незначительную работу, связанную с явлением фотоэффекта, не имеющим прямого отношения к ТО.

После того, как в начале эпохи Модерна современная наука окончательно перешла на рационально-материалистическую платформу и перестала следовать эмпирической научной методе, она автоматически стала проявлять схоластические отличительные качества, только не в теологическом контексте (как в Средние Века), а в материалистическом. Данная оценка конечно же отвергается на официальном научном уровне.

Есть смысловые аналогии схоластики с фарисейством (книжничеством). Оба направления создавались для полезной функции по сохранению академической (книжной) традиции для обеспечения ее преемственности и недопущения ее размывания в альтернативных мнениях. Но спустя достаточно долгое время (поколения) и при получения совершенно нового жизненного опыта, эти направления начинали препятствовать качественному развитию знаний, отвергая новую фундаментальную информацию и впадая в консервативный радикализм.

Единственной гармоничной защитой от впадения в радикальность (консервативную или либеральную, научную или политическую) является чувство меры, особенно у элитарных слоев общества, которые занимаются этими вопросами и принимают важные решения.


Поделиться Поделиться в Телеграм