
Схоластика
Схоластика — термин происходит от альтернативного способа произношения слова "школа" (анг. school). Термины школа, школяры, школярство в русском языке (не в обыденном общеобразовательном контексте, а в научно исследовательском) являются эвфемизмами схоластики.
Поскольку оригинальный термин обрел негативные коннотации из-за
особенностей средневековой схоластической науки Темных
веков, в наше время стыдливо заменен на термин академичность,
академический.
Схоластическое образование проявляется в тенденции
к формальному зазубривания информации вместо осознанного его
понимания. Таким образом это способствуют увеличению
количественному IQ, но не способствует развитию сознания и разума в качественном плане. То есть
образование становится формально-академическим без наличия нуминозного чувственного опыта, что
приводит к надуманным решениям, которые формально-логически
правильны и соответствуют общепринятым аксиомам, но де-факто
работают неэффективно и порождают множество побочных проблем. Они
в свою очередь требуют отдельного решения, захламляя таким образом
процесс познания умножением сущностей ("Бритва Оккама" как
указание на эту, до сих пор нерешенную, проблему).
Схоластическая академическая наука проявляется в жесткой принципиальности следованию постулатам и аксиомам напрямую, либо на предыдущие работы схоластов (школяров), которые уже прошли формальный схоластический фильтр. Любые исследования, противоречащие аксиомам и парадигмам отвергаются априори. С одной стороны это упрощает (рационализирует) научный процесс, но с другой стороны – жестко ограничивает творческий потенциал и переводит науку на стезю экстенсивности.
Ума палата, да ключ потерян. © Народная поговоркаТак например теория относительности (ТО) Эйнштейна, не
смотря на ее широкую известность так и не признана официальной
наукой именно за отход от общепринятых аксиом. Нобелевская премия
Эйнштейну была вручена в утешительном порядке, формально за его
давнюю незначительную работу, связанную с явлением фотоэффекта, не
имеющим прямого отношения к ТО.
Альтернативой схоластики является эмпиризм – метод познания эпохи Возрождения, как восстановление греко-античной научной традиции.
После того, как в начале эпохи Модерна современная наука окончательно перешла на рационально-материалистическую платформу и перестала следовать эмпирической научной методе, она автоматически стала проявлять схоластические отличительные качества, только не в теологическом контексте (как в Средние Века), а в материалистическом. Данная оценка конечно же отвергается на официальном научном уровне.
Есть смысловые аналогии схоластики с фарисейством (книжничеством). Оба направления создавались для полезной функции по сохранению академической (книжной) традиции для обеспечения ее преемственности и недопущения ее размывания в альтернативных мнениях. Но спустя достаточно долгое время (поколения) и при получения совершенно нового жизненного опыта, эти направления начинали препятствовать качественному развитию знаний, отвергая новую фундаментальную информацию и впадая в консервативный радикализм.
Более современные и малоизвестные методы схоластирования:
казуистика (искаженная причинно-следственная логика), прецедентный
принцип суждения, абдукция (логическая подмена через
утрирование/редукцию понятий), reservatio mentalis
(иезуитский принцип подачи информации для менее развитых людей).
Единственной гармоничной защитой от впадения в радикальность
(консервативную или либеральную, научную или политическую)
является чувство меры, особенно у элитарных
слоев общества, которые занимаются этими вопросами и принимают
важные решения.
- Догмы и аксиомы (последствия схоластических качеств современной науки)
- Инфоболезни (схоластические
проблемы медицины)