
Амбиция • Скромность
Амбиции
Амбиции — термин заимствован из английского ambitions и значащий стремление к личностному росту (самосовершенствованию). Имеет явную положительную коннотацию, поскольку соответствует завету Христа (Матфея 5:48):
εσεσθε ουν υμεις τελειοι ως ο πατηρ υμων ο ουρανιος τελειος εστιν
Говорю вам – стремитесь к совершенству, как совершен Отец ваш Небесный воистину.
Неканонический перевод Обозрова
После заимствования слова «амбиции» в русский язык, сразу же произошел смысловой сдвиг значения в негативные коннотации. Это связано с историческим соперничеством англосаксонского и русского менталитетов.
На сегодняшний день термину «амбиции» соответствует
смысловая нагрузка в виде "безосновательного стремления", блефа,
хуцпы (наглости). Все эти негативные проявления связаны с
отсутствием скромности.
Скромность
Скромность — механизм торможения стремлений (амбиций)
с целью предотвращать их чрезмерное выплескивание в виде
возжеланий (маний), которые в итоге приводят к страданиям (как самого субъекта, так
окружающих его).
В исторической русской культуре существует пережиток,
свойственный всем чтящим традиции культурам – чрезмерная скромность,
недооценка своих возможностей и упускание шанса проявить как себя
для личного развития (эффект серой мыши), так и
общества в целом. Исконный
русский синоним амбиций – «стремление»
является не повседневным словом, а скорее относится к возвышенной
(интеллигентской) языковой зоне. Таким образом в массовом
культурном коде образовалась лакуна здравого плодотворного стремления
— безысходная скромность, либо нездоровые амбиции
на гране психозов.
В достаточно развитых восточных странах (Япония, Таиланд и др.), имеющих подобную проблему, полным ходом идет "амбитизация" школьников и студентов. Им выдаются задания останавливать прохожих и задавать вопросы либо привлекать их необычным поведением. К сожалению все это происходит по западным гипертрофированным лекалам.
Как излишняя амбициозность, так и излишняя скромность – негативные факторы качества жизни и отсутствие баланса между ними является следствием потери чувства меры.
Историко-цивилизационный обзор
Поскольку и термин амбиции несет разный смысл в разных культурах (вплоть до противоположного), он требует особого разбирательства. Мы вводим для амбиций альтернативный термин «α-ген», для того чтобы избежать уже сложившиеся культурные предубеждения.
Как любое диалектическое понимание нашего мира, явление α-гена несете как позитивные так и отрицательные "концы палки" или "стороны медали":
-
Позитив — стремление к развитию (совершенствование, селекция), заложенные в любой сложный живой организм (высшие животные и человек).
Менее развитые организмы ведут более пассивный образ жизни и формируют собой либо концепцию пищи, либо паразита. В обоих случаях пассивное развитие вынужденно выживать за счет количественного фактора – большая плодовитость. В то время как для сложных организмов, ценностью становится качественное развитие.
- Негатив — стремление к доминированию с подавлением
других особей. В человеческом обществе сформировались
соответствующие механизмы (по мере увеличения их вредности):
- Система рейтингов.
- Блеф, хуцпа (настырный блеф).
- Чувство избранности.
- Национализм, нацизм, расизм.
- Внедрение механизмов для предотвращения развития сознания у других человеческих особей или наций целиком: reservatio mentalis, политический конформизм.
Так или иначе эти меры ведут к упрощению (хакингу) справедливости, а в окончательном итоге – к деградации такой общественной системы в целом.
Переход на негативную сторону α-гена можно назвать «первородным грехом человека», который следует рассматривать как побочный эффект обретения разума при наличии материального тела на базе высших животных.
В качестве «антигена» к негативным сторонам «α-гена» била введена концепция скромности. В истории человечества известны три великих попытки внедрить антиген скромности:
-
Первая глобальная попытка была зафиксирована как рассчитанное отшельничество целого этноса под водительством Моисея. В принципе отшельничество остается универсальной техникой по развитию скромности в отдельной личности, но смелый эксперимент по коллективному отшельничеству в течение 40-а лет первый из четко зафиксированных в истории нашей цивилизации.
В качестве результата была заявлена «Земля Обетованная» (позже в христианстве переименована в «Царство Небесное»), но к сожалению термин, внедренный Моисеем был понят слишком буквально.
На сегодняшний день можно говорить, что эксперимент оказался неудачным. Группа диссидентов, недовольных отшельничеством, начали протест, создав культ «Золотого тельца» (полный антипод скромности). И хотя бунт был подавлен, тем не менее много сторонников его выжили и перешли в латентную форму протеста (мимикрировали). Именно они повлияли на последующие письменные записи Торы, вложив туда между оригинальных слов Моисея вполне явную программу своей избранности. Избранность для эксперимента bыла конвертирована в α-генетиескию избранность.
-
Во второй раз эта тема была зафиксирована в истории под кодовым названием «спор Платона и Аристотеля». Платон как более опытный философ настаивал на скромности (как элемент терпения), в то время как Аристотель, как более молодой и неопытный, раскручивал α-ген (цель оправдывает средства). В качестве третейского трикстера выступал известный отшельник и юродивый Диоген.
Античная цивилизация разделилась на две противоборствующие ветви. Аристотелевцы ушли на запад и начали создавать романскую ветвь цивилизации. А платоновцы – на восток и стали создавать славянскую ветвь.
Для славянства с учетом опыта Моисея не было коллективного отшельничества, но с помощью неписанного культурного кодекса ценностей (кон) создавался культ скромности и терпения.
-
Третья попытка называться «Магометанство» (в 19 веке переименована в «Ислам»). Суть ее состояла в том, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный семитскому этносу.
Огромные достижения в культуре и науке — Авиценна, Аль-Хорезми→"алгоритм", "алгебра" (الجبر [альджабр/альджаббар] – термин упоминается в Коране), цивилизация Великих Моголов, они же Татаро-Монголы (в оригинале मङ्गल [mₐṅgₐlₐ] – "великие, блистательные").
Была создана идеологическая оппозиция иудаизму. Имеется с виду той его части, попавшей под влияние α-гена, здоровая часть была сохранена в форме ислама (арабская культура).
Можно отдельно отметить повторную попытку нового коллективного
отшельничества в 2020-м году под условным названием «COVID-19».
Последствия его еще требуют изучения, но уже сейчас становится
понятно, что глобальный карантин предотвратил WW3. Он решил лишь
малую часть имеющихся проблем, в частности некоторое сдувание
глобального "финанасового пузыря" за счет балластного
(непроизводительного) бизнеса. Горячая война решила бы эту
проблему более радикально, но и гораздо более кровавым способом.
- Карма и реинкарнaция (проблемы личностного развития при полном отсутствии амбиций)
- Отцы и дети (преемственность – между Сциллой скромности и Харибдой личных амбиций)
- Арии
и Саки (аристотелевцы и платоновцы)