Обозров aльманах
о мире и жизни в нем
site-map

Провокация

Статья из «Растолкового словаря» Обозрова

Провокация — калька из анг. provocation ← лат. provoco, где voco – "зов" → анг. wake – "будить". Таким образом провокация в изначальном смысле значит побуждение, зов к пробуждению (просветлению); возможно нелицеприятными методами, как то побудка обливанием холодной водой.

В русском языке слово "провокация" из-за неочевидности этимологии получило категорически негативный смысл. Типичная ошибочная реакция – ликвидировать, наказать, отомстить вместо (или вместе с этим) проанализировать свое поведение и поступки и найти то, что было скрыто от понимания до этого. Тема/повод/обстоятельства провокации всегда связаны с тем, на какую ошибку Проведение пытается указать. Хотя это может быть не очевидно на первый взгляд — требуются навыки ассоциативной логики.

Любая провокация не случайна, а намеренна. Высокоразвитая личность или общество может инициировать провокацию для того, чтобы побудить оппонента к повышению сознания. Это может сделать и Проведение, но тогда это будет несчастный скучай или катастрофа. Либо  руками низкоуровневого сознания путем использования негативных черт его характера. Все пострадавшие в конфликте обязательно в чем то виновны. Так работает проведенческая справедливость даже если формальной вины пострадавших не было в конфликте, а по совокупности наколенной кармы (Проведение убивает произвольное количество зайцев одним выстрелом).

Три типовых реакции на провокацию в зависти от уровня развития сознания:

  1. Низкий уровень сознания: «Сила» → Ударить обидчика / привлечь войска.
  2. Средний уровень сознания: «Ум» → Обидеться / ввести санкции.
  3. Высокий уровень сознания: «Разум» → Намотать на ус.

В Новом Завете такой принцип отложенной разумной реакции описана словами «подставь другую щеку» (с целю контрольной проверки правильности своей ассоциативной логики). К сожалению этот завет принимается слишком вульгарно, как понуждение к комформизму. Принцип «око за око, зуб за зуб» остается, но только ни в коем случае как необдуманная (инстинктивная) реакция, которая может затянуть в замкнутый круг взаимной мести.

В медицинском контексте провокация называется "пароксизм" — неожиданные дискомфорт, зуд, боли или кожные проявления при отсутствии  хронического заболевания (хроническая провокация называется "приступ"). Первая ошибочная реакция на пароксизм такая же как, и в политическом контексте – подавить фармакологическим оружием. Место проявления пароксизма (орган тела) всегда ассоциативно связано с со смыслом претензий Проведения к человеку, с каким-либо жизненным явлением: сердце→любовь, простата→секс, легкие→дух/душа и т.п. Имеет смысл на забивать возникшую проблему лекарствами, а заняться саморазвитием, что бы пароксизм не перешел в хронические приступы.

Принцип провокации имеет непреходящую ценность в развитии человечества. С провокациями связаны следующие мирозданческие явления:

Реакция на провокации подразумевает три способа:

  1. «Симметричный ответ» (борьба) — ответные шаги в аналогичном или бо́льшем объеме.

    Негативные последствия борьбы:

    • Порождается череда взаимных провокаций, которые переходят в военные действия или объявление войны.

    • Разбор причин не приводит какому-либо результату, поскольку противоборствующие стороны концентрируются только на тех провокация, которые сами для себя считают важными, а свои ответы считают праведными. Изначальная причина за своей незначительности теряется в истории и возникает эффект бесконечного противостояния тупоконечников с остроконечниками, неизвестно почему и когда начавшийся.

    • Формируется долгоживущая фобия (образ врага), которая тяготеет неопределенное время и мешает нормальному взаимодействию.

  2. «Толерантность» (конформизм, пацифизм/толстовство) — полный отказ от реакции на провокации.

    Негативные последствия конформизма состоят в том, что личность или общество, выбравшие такой способ реакции, перестает развиваться. Соответственно явление энтропии начинает возобладать и происходит медленная деградация. В личностном аспекте это выражается в депрессии, либо в нигилизме (вневежествопадение в  с целью ограждения себя от информационного потока). В общественном аспекте – в явлении т.н. "окнах Овертона".

    Остаточные проявления борьбы и фобии поневоле приводят к конспирологическим идеям происхождения окон Овертона. Однако это лишь объективное проявление энтропии, подстегиваемой пропагандой толерантности.

  3. «Третий путь» — тот способ, который необходимо выработать человечеству.

    Вербального описания этого способа не существует. Все мировые религии брали на себя смелость сделать это через так называемый "библейский проект" – четкое записывание на носителе информации (книге). Но поскольку Истина ни при каких условиях не может выть выражена вербально, то все попытки оказались неудачными.

    «Мысль изреченная <и тем более записанная> есть ложь. © Ф.И. Тютчев

    Это не значит, что во всех религиях нет ни зерна Истина. Зерна есть, но они смешанными с плевелами, занесенными вербализацией и более поздними трактовками. В конце концов религии тоже пережили периоды энтропийной деградации и невежества. Были политизированы и расщеплены на потребу политическому дискурсу.

    Теоретически понятно, что этот третий путь требует развития сознания и разума. Необходимо проявление творческой/созидательной реакции на провокации. Конечно же она не может иметь четко определенного алгоритма (modus operandi). Но в качестве подсказки можно назвать принцип суперпозиции. В данном контексте это значит, что третий путь (3) возникает на дуалистическом слиянии (1) борьбы и (2) пацифизма.

    Истину определяет не тот, кто сильнее (лев), но и не тот кто прав. Истина существует сама по себе.

Катализация — понятие ассоциативно связанное с понятием «провокация». Целевое событие сначала формируется в сознании (идея), а затем становится намерением (опускается на один шаг в каузальное тело личности или группы людей). Для того, чтобы событие проявилось в реальности должна произойти катализация (от др.греч. κατά "вниз") – опускание в реальность (бытие).

Катализатором в этом случае становится череда провокаций/побуждений (в зависимо от эмоциональной оценки плохо/хорошо). Реакция на провокации/побуждения определяет то, дойдет ли целевое событие до реальности (принято или отторгнуто). Причем однообразная реакция (по типу 1 или 2) не поможет, поскольку провокации заранее настроены на привычный тип реакции субъекта. Только непредсказуемая реакция (по типу 3) может остановить катализацию.

Поделиться Поделиться в Телеграм