Обозров aльманах
о мире и жизни в нем
site-map

Миноритарность • Мажоритарность • Неодемократия • Демократический централизм

Статья из «Растолкового словаря Обозрова»

Большинство и меньшинство

Миноритарность (меньшинство), мажоритарность (большинство) — вхождение в группу (разряд) социального количественного меньшинства или большинства. До конца не исследованный эффект миноритарности – сплочение группы и успехи по переходу в мажоритарный статус. А мажоритарность со своей стороны склонна к упадочничеству и деградации. В результате возникает перманентная борьба между представителями этих разрядов.

Таким образом возникновение неожиданного и не объяснимого перевеса приоритетов в строну миноритарности является непознанным (или плохо понимаемым) механизмом баланса (равновесия) Мироздания. Этот эффект следует трактовать в том ключе, что мажоритарная модель опасно извратилась и требует срочный изменений. Причем совсем не обязательно по миноритарной программе, это лишь знак срочно начать качественное развитие общества. Если же качественного подъема не состоится в отведенное время, то миноритарность и мажоритарность  по инерции поменяются местами (эффект качели на доске).

Миноритарность является провокативым фактором (катализатором) проведенческой власти с целью активизировать созидательные процессы в политической жизни общества. Произвести удар по общественному консерватизму, заставить общество развиваться не только количественно (экстенсивно), но и качественно (интенсивно).

Миноритарная часть общества получает приоритет каким-то непонятным образом с рациональной точки зрения. Поведение минориторов будет всегда вызывающим (провокация). Это не является нормой, но вынуждает общество создать новые формы общественного устройства, не ограничиваясь уже привычными подавлениями, наказаниями и репрессиями.

Если общество не справится с поставленным челенджем в достаточный срок, то общество будет наказано –– данное неадекватное поведение станет нормой (окно Овертона). Это сместит данное общество на один шаг по шкале энтропии, приближая таким образом его к окончательному падению (закрытию проекта).

Мир меняется меньшинством. Большинство – стабилизатор (гороскоп). А направление движения определяет третья сила.

Магическая борьба

Не стоит понимать этот заголовок в вульгарном фантазийном смысле. Нет никак светящихся мечей, а приходит борьба идей. Под магией здесь имеется в виду "могущество" – возможность и способность действовать (маг=магог).

С одной стороны выступает активное меньшинство – носители новых мощных идей (активная магия). А с другой стороны – пассивное большинство (пассивная магия). Механизм пассивной магии описан в термине «Кон» преставление собой "оборонительный" подход – сила, охраняющая существующие устои и традиции.

Поскольку меньшинство имеет гораздо бо́льший потенциал активности, то с пассивным большинством они находятся в примерном паритете. Однако рано или поздно борьба перейдет в "горячую" фазу.  Меньшинство претендует на статус элиты в том случае, если текищая элита большинства заскорузла и больше заинтересована в удержании статуса-кво, тем самим тормозя развитие общества.

Результат такой "магической" борьбы возможно наблюдать очень ярко и наглядно только спустя столетия. Имеются в виду странные исчезновения предыдущих цивилизаций и нахождении их необъясными артефактов с нынешней точке зрения. Например нахождение египетских пирамид в пустынях, следов кхмерской цивилизации в джунглях или откапывание из болот древних городов.

Это выглядит "магически" – люди снялись и исчезли в никуда. На самом деле конечно люди никуда не исчезали, а трансформировались в иную цивилизацию, которая обрела совершенно другие черты. Победитель миноритар переписывает историю, чтобы легализовать свое пребывание у власти.

Теоретически это одна из форм человеческой эволюции. Скачкообразной эволюции, поэтому не самой идеальной. Причем совершенно не факт, что новый эволюционный скачок ведет к развитию цивилизации – это в принципе может оказаться скачком к деградации. За счет потери преемственности, мы не можем восстановить события и утерянные знания.

Надо понимать, что "развитие" является многоплановым (широким), в нем можно наблюдать как минимум три аспекта – биологический, технический и сознательный. Например нынешняя цивилизация сделала большой скачек в техническом (материалистическом) развитии, но очень сильно потеряла в сознании. Сейчас когда мы находим следы древних технологий и не можем их повторить с высоты современного технологического развития, встает закономерный вопрос: «В комплексном развитии (био+техно+сознание) мы выиграли или потеряли?».

В чем скачкообразна система развития порочна? Польза от нее или потери? Оценку можно дать лишь спустя века и только если найти не опровергаемые артефакты. Но урока из этого сделать трудно, поскольку потеряны знания и технологии. Гораздо проще придумать какой-нибудь рациональный ответ, снимающий "неудобные" вопросы.

Естественный вывод из этого состоит в том, чтобы производить модификации (мутации цивилизации) малыми порциями постепенно и регулярно, а не когда уже совсем припрет. Тогда неудачные попытки можно откатить назад малой кровью, избегая безвозвратных потерь сознания цивилизациии.

Предрассудки и заблуждения

Неодемократия (нео-демократия) — создана на рубеже 18-19-х веков на базе античной демократии. Еще не является общепринятым термином на момент написания, но является критически важным для понимания проблем современной демократии (неодемократия). В частности причины невозможности создать т.н. "гражданское общество" и объяснение ползучей трансформации демократии в фактическую охлократию.

  1. Ранние признаки проблем античной демократии
    Первые признаки деградации (охлократизации) демократического общества начали появляться еще в Древнем Риме (Хлеба и зрелищ!), что заставило искать новых формы автократии и в результате привело к окончательному падению Рима. Нынешнее человеческое общество уж повсеместно испытывает подобные проблемы, но уже независимо от демократичности или авторитаризма в нем.

  2. Количественный рост ухудшает качество жизни
    Одним из заблуждений является то, что демократия безразмерна. В античности она создавалась под довольно небольшие города-государства (полисы). С ростом населения выше критической нормы, демократия перестает работать эффективно. Возникла потребность в бюрократизме и формализме (исчезает т.н. "человеческий подход"). См. больше деталей в определении термина «Земство».

  3. Преодоление количественного предела
    Эта проблема решилась созданием мультинациональных государств (наций) из множества мононацинальных племен. Поскольку они являлись соседями то возможно было найти какую либо общую объединительную идею. Это позволяло расширять диапазон развития общества и его эффективность.

    Необходимым условием многонационального похода было недопущение сплавления отдельных национальностей в одном "котле", поскольку это привело бы к потере достигнутых преимуществ с течением времени. Т.н. "национальный вопрос" решался путем формального фиксирования отдельных наций и всяческой поддержкой сохранения их уникальных культурных черт.

    Возможен был вариант, что та или иная национальность примыкала исключительно по политическому расчету (например чтобы сохранить себя от слишком опасного агрессора). Но сама новоприбывшая национальность не стремилась создать общую идею. Поскольку она имела одинаковые права со всеми другими, то она могла саботировать общегосударственные усилия или действовать целенаправленно против них. В качестве реакции к ней могли быть применены следующие меры (по увеличению строгости):

    1. Увещевания.
    2. Репрессии зачинщиков саботажа.
    3. Высылка из стратегически важных территорий.
    4. Геноцид (потеря одной неуправляемой национальности ради спасения остальных).
        Не путать с геноцидом для получения мононационального/монокультурного общества (цивилизационный откат назад).
  4. Диктатура большинства
    Не очевидное заблуждение – убежденность, что мажоритарность (даже подавляющая является единственным критерием истинности решения в неодемократическом (чрезмерно крупном) обществе. Соответственно миноритарная группа общества теряла права и возможно даже репрессировалась. Это имело определенно положительный смысл в момент формирования национальности из племенного общества, что обеспечивало его национальную солидарность и формировало характерные уникальные черты данной национальности.

    Негативным последствием такого подхода стало то, что мононацинальное общество по определению сужало диапазон своего развития и не могло в принципе достигать тех или иных качеств. Соответственно неодемократическое (многонациональное и многокультурное) общество само таким образом накладывает на себя потенциальное ограничение развития (плавильный котел однообразия). Невозможно развиваться только количественно (население, доходы), необходимо и  качественное развитие, которое невозможно достичь консервативным большинством.

    Самое яркое подтверждение  этого тезиса – христианство. Оно родилось в еврейском обществе на иудейском понятийном аппарате (то есть было доступно для их понимания). Однако оно был жестко отвергнуто консервативным большинством. Потеряв такой шанс качественного развития еврейский этнос жестоко поплатился за это.

    Зато другим культурам пришлось гораздо сложнее. Им пришлось распространять преамбулу (Ветхий Завет) чтобы люди могли понимать смысл слов Христа. Во-первых это послужило невольны PR'ом еврейского иудаизма, но с другой стороны стало катализатором антисемитизма.

  5. Третье дано!
    Самым опасным предрассудком и заблуждением является убеждение, что государство может быть либо "демократическиго" или "авторитарного" типа. Комбинированный тип управления для крупных имперообразующих государств снимает все недостатки общественной системы. Каждый сознательный индивид имеет право выбирать в какой зоне юрисдикции комбинированной системы он предпочитает проживать (формально-бюрократической или с неформальным "человеческим подходом"). Детали см. в определении терминов «Варна» и «Земство».

Демократический централизм

Демократический централизм — система комбинированного управления отечеством, созданная в СССР. Но она не была полностью введена из-за застойных явлений, формально начавшихся в 1961 году и приведших в итоге к окончательному падению страны.

Поскольку система демократического централизма не была до конца доработана и полного апробирования не произошло, то она не может считаться готовой моделью, но однако демонстрирует состоятельность самой идеи. Необходима ее доработка и поэтапное внедрение уже в реалиях современного российского общества.

Демократический централизм полностью соответствует философской концепции варнового построения гармоничного общества, независимо  от количества населения страны.

Профилактика – лучшее лечение
                Регулярные небольшие, но целенаправленные улучшения в обществе способны предотвратить трагедии революций.
                                 ∃! Виной всему лень человеческая.

Поделиться Поделиться в Телеграм