Истина • Правда • Ложь • Заблуждение
Правда и истина — относятся к категории «информация», но не являются полными синонимами. Правда конкретна и субъективна, а истина – абстрактна и обща.
-
Все знают что-то, но никто не знает всего
-
У каждого своя правда
-
Правд много, а истина одна
-
Правда об истине зависит от точки зрения
-
Правда ≠ Истина
Правда и истина не является синонимами -
¬Правда = Ложь
Правду можно проверять на предмет лжи
-
∃! Истина
Истина существует и только одна
-
Истина ⊕ Ложь
Истину нельзя проверять на предмет лжи -
¬Истина = Заблуждение
Противоположностью истины является заблуждение
-
∀ Правда < Истина
Можно оценивать долю правды в утверждаемой истине (остальное является ложью или искренним заблуждением) -
Увидеть (умозрительно) истину полностью возможно только находясь как минимум в трех точках зрения одновременно (принцип троичной или «Троица»), но и вербализовать ее в полной мере невозможно.
Истина — термин происходит от греческого ἐστιν [естин], которое является усилителем (возвышением) смысла последующих слов фразы. На русском языке это будет звучать: «Истинно <дальнейшее высказывание>». Более обыденная форма ἐστι [ести] дает русское «есть» (существует), английское «is», логическое «∃».
Тот факт, что оба понятия "истина" и "есть" происходят из одного холонима, позволяет произвести глубокий силлогизм «Истинность есть естественность», где показана связь (1)идейного/идеального с (2)материей/действием/событием посредством того, что обе стороны (3)существуют здесь и сейчас. Безусловно этот силлогизм сложен для формального (биквального) понимания слов, но становится очевидным, если рассматривать не просто грамматику слов, а и их понятия.
Правда — происходит от древнего выражения «правый путь» → жить по правде. Ни в коем случае не является синонимом термина «истина», а лишь начальным кличем к пониманию истины. Правда всегда субъективна, в отличие от истины, которая объективна, но абстрактна и сложна для понимания. Поэтому истина проявляется в виде множественности (зачастую проточивших друг друг) правд.
Формальная логика, оперирующая правдой – необходимое, но
не достаточное условие для постижения истины. Невозможно
построить непротиворечивую картину мира только на множестве
формально-логическим выводов, как бы не велико было их количество
(IQ). В качестве достаточного фактора
выступает ассоциативная
логика, которая не замещает формальную (конкретную) логику,
но надстраивает логичный каркас абстракций на фундаменте
формальной логики. И только этот каркас (здание) уже позволит
заполнять его истиной без потерь и противоречий смыслов.
По сути происходит замена 2-хмерной платформы мышления на
3-хмерную (количество переходит в качество).
Ложь — псевдо-логика, Логос извращенный. Ложь делится на две категории:
-
Сознательная, целенаправленная ложь (неправда)
-
Неосознанная ложь в результате невежества или заумия — заблуждение ← блуждание ← блуд ← ст.-слав. блѫдъ.
Буквица Ѫ (одь) – носовое [у̃], переходящее в [ю] (ублюдок) или в [я] (блядь).
Семантическая связь – "бред" (брести бесцельно, заблудившись).
Предварительной фазой перед впадением в заблуждение является самообольщение.
Соответствие с английским языком:
В английском языке термину истина соответствует «truth».
Термину правда – «right» (правый) или «correct»
(правильный). Впрочем при обратном переводе на русский смыслы
оказывается размытыми. Английское «false» (от лат. falsum)
– «фальш». Антонимы «truth» и «false» стали обыденными, но
корректны в таком виде только в булевой логике, но не годится для
человеческого общения. В терминах Логоса
эта пара не корректна, поскольку истина является холонимом
и четко определенного антонима не имеет.
⇒ Два правильно заданных вопроса по одной теме, могут автоматически привести к одному истинному ответу.
Примеры корректных и некорректных вопросов:
- ✘ Является ли данное утверждение истиной?
- ✔ Является ли данное утверждение правдой?
- ✔ Какова доля правды в утверждаемой истине?
Событие (как последствие) практически никогда не имеет одну
единственную причину. Это всегда совокупность разных причин.
Однако можно узнать относительную величину доли, которая вложила
та или иная причина в общую совокупность. Соответственно сделать
вывод не наугад, а осознанно.