Обозров aльманах
о мире и жизни в нем
site-map

Варна

Статья из «Растолкового словаря Обозрова»

Варна — происходит от санскритского वर्ण [варңа]. Слово является холонимом, то есть имеет обобщающий абстрактный смысл, который сводится ко множеству более конкретных значений (меронимов). Перечень только несколько из них – порядок, особенность, характеристика, тип, образ, ценность, эффективность, расцветка, вес (все это в социальном контексте). В европейской традиции аналогом или синонимов варны служить термин «градус» (градация, анг. grade).

Слово «варна» зафиксировано в русской истории виде названия реки Варнава и одноименной фамилии. Варнава — река в Нижегородской области, правый приток реки Мокша в бассейне Волги. Оба слова "варнава" и "мокша" (освобождение) – санскритского извода и символически соединены здесь.

Варна является более абстрактным понятием, чем прикладное понятие каста. Каста определяет как вертикальный уровень развития сознания, так и горизонтальную детерминацию на одном и том же уровне развития (цех/профессия). Варна же описывает только вертикальный уровень развития без разделения на специальности.

Если касты, классы и т.п. сегрегационные понятия подразумевают какой-то формальный признак по рождению, имущественному цензу, образованию и т.п., то варна определяет реальную степень развития сознания человека и находится ли он на "своем месте" в обществе. Варну нельзя определить по каким-либо объективным показателям, а по тому, чем интересуется человек, о чем говорит, какие поступки совершает.

Наиболее близко к варне подходит термин сословие:

Маркером сословности было величание (возвеличивание). Людей низшего сословия и несовершеннолетних кликали (называли по кличке) или по уменьшительно-пренебрежительному имени (в семье уменьшительно-ласкательному).

  1. Кличка
  2. Полное имя
  3. Имя и отчество
  4. Имя, отчество и прозвище (ныне фамилия)
  5. – 7. Перед именем добавлялся титул

Даже вопрос об имени ("как тебя кличут" или "как тебя величают") имел предварительное оценочно значение (встреча по одежке). На "вы" обращались только к уровню 5–7. Они уже были чужими (не народом). Возглас «Иду на вы!» свойственен племенному общественному строю (уровня рядового княжества) значил борьбу как с инородцами, так и с теми, кто не жил в племени (народе), но претендовал на феодальное влияние на данное княжество (эпоха укрупнения в великие княжества и царства). Большинство людей не разбирались в делах вне княжества и даже не подозревали о какой-либо вассальной зависимости. Князь конечно знал, но если дружины на хватало, чтобы получить независимость и устроить свой феод, мог обратится с призывом к народу.

Собственно поэтому в деревней канонической варновой системе указаны только 4 первых варны. Остальные были не доступны пониманию людей того времени и потому не входили в программу народного образования. Информация о высших варнах долгое время оставалась герметической (ДСП).

Система варн может быть полезна людям, решившим заниматься развитием своей личности и делать это целенаправленно по плану, без стохастических киданий из стороны в стороны.

Перечень варн, составляющих гармоничное саморазвивающееся общество
(использована терминология нынешнего времени):

image/svg+xmlШУДРЫ – РАБОТНИКИ ВАЙШЬИ – МАСТЕРА КШАТРИИ – УПРАВЛЕНЦЫ БРАХМАНЫ – ИНТЕЛЛЕГЕНЦИЯ РАДЖИ – ГОСУДАРСТВА МАХАРАДЖИ – ИМПЕРИИ НАРОД ЭЛИТА – ЗНАТЬ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА ВЛАСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ВЛАСТЬ НАРОДА МАХАТМА – ГП


Название (инд.)
Название (рус.) Предназначение
Принцип жизни
0
Неприкасаемые
Холопы (бесправные)
Иждивение
Безответственность

Деклассированные элементы, которые не входят в варновую (гражданскую) модель общества. Те, которые по разным причинам (малый возраст, состояние психического здоровья или личные убеждения) не в состоянии или отказываются жить по принципам цивилизованного общества:

  • Малолетние и несовершеннолетние;
  • Недееспособные;
  • Преступники;
  • Холопы или батраки – те, кто не в состоянии ответственно исполнять комплексно порученную работу в течение продолжительного срока;
  • Отказники (бомжи, клошары и т.п. отделенные личности);
  • Отказники, которые сформировали свою культурно-этническую среду, остались внутри общества (с кочевым образом жизни) и приспособились паразитировать на разных недостатках гражданского общества;
  • Одичавшие люди, бежавшие в дикую природу и образовавшие дикие племена;

Существуют два базовых подхода к проблеме неприкасаемых (термины условные):

  1. Платонический (свойственен для цивилизаций восточного типа).
    Терпимое отношение к неприкасаемым (отсюда название) и мягкое мотивирование их к вхождению в социальную жизнь.

  2. Аристотелевский (свойственен для цивилизаций западного типа).
    Насильственное и жесткое использование обществом, которое сводится к эксплуатации их труда (рабство).

    Одно из извращенных свойств аристотелевской модели — обращение в рабство полноценных граждан других цивилизаций с иным типом сознания. Слова "slave" и "слав" действительно этимологически связаны, но в противоположном направлении заимствования, чем трактуется ныне по западному образцу.

    Слово "slave" позднего романского прохождения, а в древнегреческом для понятия "раб" (в нынешнем понимании) использовалось δῶλος/δοῦλος и это слово восходить к индовропейскому दलित [далита] – неполноценный (a.k.a. "неприкасаемый")

1
Шудры
простоЛюдины (пролетариат, крестьяне)
Выживание
Труд

Пролетариат и крестьянство. Базовая стадия развития личностей (лат. ед.ч. lūdus, мн.ч. lūdi, прил. lūdic).
«Людина» – шудра, но «люди» – народ в целом
....

Базовая варна цивилизационного гражданского общества. Состоит из работников, которые понимают, для чего они работают в принципе и понимают весь комплекс операций, связанных с выполнением данной задачи (посильный для данного уровня варнического сознания). Они могут работать самостоятельно (без надсмотрщика) и сами решают вопросы своего питания и свободного времени.

Шудра может повышать уровень своего умения и знаний, проявляя их на практике (инициативность), работник может быть повышен в должности до руководителя звена, и так далее вплоть до начального уровня вайшьи (пока наемного).

Если наемный работник чувствует достаточно уверенности в вопросе его пропитания, он может начать собственное дело, став полноценным мастером (вайшья).

2
Вайшьи
Хазары (мастеровые и предприниматели)
Стабилизация и коммуникации
Накопление

Требуется гораздо больше умении и знаний по сравнению с шудрой. Это может быть наемный управляющий или гувернант. Самостоятельный предприниматель несомненно находиться выше внутри уровня вайш, поскольку это требует вложений в оборудование и помещение, а также принятие всех рисков на себя.

Торговля как самый естественный способ связи отделенных регионов и передачи информации (коммуникации). Выход из состояния выживания и переход к стабильности.

Предусмотренная задача – первичная координация шудр, обучение на примере и передача им навыков (мастера, прорабы).

К вайшьям относится только малый (семейный) и средний бизнес. На крупном бизнесе уже происходит качественный переход и он относится к кшатриям.

3
Кшатрии
Варяги (управленцы: помещики и аристократы)
Сохранение и защита
Отстаивание и доминирование

Начальный организационно-управленческий уровень для сохранения жизней и накопленного общественного достояния. Специализация на военном деле, которому свойственен порядок, переносимый в цивильную жизнь.

Предусмотренная задача – управление достаточно крупными частями общества или крупными организациями.

Племенные общества, не достигшие такого уровня, могли призывать для защиты и управления "варяга" со стороны с личной дружиной за долю от производимого продукта. После создания государственности, пул свободных варягов стал называться «дворянами» и подразумевал обязательную военную службу (до 1762 г. – Пётр III). В советское время управленческий пул получил название «номенклатура», где уровень организационных качеств определялся офицерским званием в запасе.

Если кшатрий дает четкие команды вниз, то вайшья – предъявляет истерические требования как вниз, так и вверх.

4
Брахманы Ве́щие, ве́дающие, веду́щие (народная элита)
Развитие общества
Просвещение

Прошедшие метафорический путь из варяг в греки. Включает в себя только самых выдающихся деятелей культуры, образования, науки и религии, которые задают тон движения общества. Формально соответствует нынешнему термину «интеллигенция», но с оговорками.

По устоявшейся ошибке к интеллигенции сейчас относят всех, кто не занимается техническими или торговыми специальностям – это заблуждение. Обязательный критерий для интеллигента – просветительская деятельность и стремление к культурному/научному/духовному развитию национального общества, в котором живет брахман.

Мастера искусств, спорта, журналисты, клирики на приходском уровне и т.п. фигуры, исполняющие развлекательную или вспомогательную функцию, эпатажные выскочки (хайперы), являются лишь вайшьями, не прошедшими уровня кшатрий — те, кто не имеют наработанных навыков самоконтроля и посему не в состоянии быть брахманами (Пути из мастеров в жре́цы нет!).

Достаточно хорошим примером типичного брахмана (истинного интеллигента) является еврейский раввин – всегда спокойный, взвешенный, рассудительный и весьма уважаемый всеми нижележащими варнами. Яркий пример истинного русского интеллигента высочайшего класса, имя которого даже не знает широкая публика (чем выше класс, тем больше проявляется скромность брахмана).

Если творческая или знающая личность ищете доход, признание и славу, тратит время и ресурсы на борьбу за свои авторские права, он может быть вайшьей, кшатруем или их комбинацией, но однозначно он еще не является полноценным брахманом. Творчество истинных брахманов крайние редко имеет авторство и чаше становится народным творчеством. Вопрос пропитания, богатства и славы, у брахмана должен быть уже закрыт, иначе это не интеллигент, а "интеллигенствующий" на ➋/➌-м уровнях развития.

На английском "intelligence" значит разведка (спецслужба). И действительно социальная роль интеллигенции (находящейся на границе народа и элиты) в философском понимании состоит в том, чтобы делать объективные выводы о состоянии народа и докладывать элите. А затем доводить до народа (народным языком), что надо сделать, чтобы решить образовавшуюся проблему.

Если взять аналогию из анатомии человека, то интеллигенция выполняет роль гемато-энцефалического барьера (ГЭБ – почти как ГБ). Он не даете крови (народ) попадать непосредственно в ЦНС (элита). Если кровь все же туда попадает (кровоизлияние), именная система крови начинает убивать клетки ЦНС, принимая из за инородные тела. В результате – инсульт ЦНС. Биологические системы, не имеющие ГЭБ, крайне примитивны: амёбо-, желеобразные, черви и прочие бесхордовые (бесхребетные).

Самое краткое и ёмкое определение интеллигента:

Чекистом (ГЭБистом) может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками.
© Ф. Э. Дзержинский

5
Раджи
Великие князья, цари (государственная элита)
 Объединение
Создание более крупных обществ

Управление многонациональной страной (государством). Управленцы и идеологи (философы, архиереи) созидательного уровня. Не проводящие уже существующие государственные наработки, а создающие новые формы.

Незначительные страны, мононациональные или имеющие лишь номинальную (сувенирную) государственность, управляются кшатриями.

6
Махараджи
Цари царей (имперская элита)
Предвидение
Суждение о судьбе мира

Управление множеством стран (государств) из одного центра. Противодействие глобализации с целью сохранения разнообразия Мира.

Одна единая империя  на планете неминуемо приводит к падению всей мировой цивилизации и скатывания на примитивный уровень. Устоявшаяся метафора – разрушение "Вавилонской Башни". В случае нашей цивилизации претендент – аллегорическая "Вашингтонская башня".

7
Махатма
Гений планеты (планетарная элита)
Единение
Блюстительство

Высшая личность на планете и сопоставимая с ним элита. Гений планеты единолично направляет развитие планеты в направлении цели, известной только ему (благодаря его уникальным личностным качествам – Мессия).

В отсутствие достойной личности, планетой управляет групповой регент — Мировое политбюро (СБ ООН) / G7 (семибоярские сходки) / Глобальный Предиктор / Мировой ГенПлан (мировое правительство).

Как любой коллективный орган, он не в состоянии принять единственно истинное решение и потому производит перманентное раскачивание между большинством и меньшинством, пытаясь удержать равновесие в Мире. Регенты пытаются сохранить планету, но не в состоянии развивать ее.

Варновая система представляет принцип периодического экзамена на жизненные знания, умения и чувство ответственности с переходом на ступень выше при успешной его сдаче.

Для удобства понимания концепции варн с точки зрения армейской терминологии званий:

  1. Потенциальные призывники
  2. Рядовые
  3. Сержанты и прапорщики
  4. Офицеры
  5. Генералы
  6. Генерал-майоры и -лейтенанты
  7. Генерал-полковники и Маршалы
  8. Верховный Главнокомандующий и его штаб
Факультативное объяснение герметизации высших варн

высшие-варны

Зеркальное отражение низких (народных) варн на высшие. По той же логике генерал-лейтенанты старше генерал-майоров по рангу.

Само это явление показывает, что представители элит, утратившие всякую связь с народностью (например вырождающаяся династийная элита) является бесполезным балансом, тормозящим развитие человечества.

Следует различать тех, кто говорит нужные популистские слова от тех, кто совершает нужные дела (даже если они не популярны в толпе), но эти дела ведут к реальному развитию сознания человечества.

Выражение «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает» обретает реальный смысл в эффекте зеркала. Как бы не казалось, что мнение народа  не влияет на состав элиты в наше время, корреляция все же есть. Только она не так явна и скрыта под наслоениями бытовухи.

Если под "народом" понимать не толпу горлопанов-халявщиков, а тот самый "глубинный" народ, скромно хранящий зерно созидательности нации, то тогда эта кажущаяся расхожей фраза наполняется истиным смыслом.

Дискредитация варно-кастового общества, произошла из-за излишнего консервативного менталитета. В древнем обществе процессы развития шли довольно медленно. Сущность должна была прожить не одну жизнь, чтобы с помощью генетической памяти иметь возможность воплотиться в варне на ступень выше.

Если кастовая система, как практическая реализация в древнем индийском обществе, подразумевала невозможность сменить касту во время одной жизни (только при перерождении). То варна – это теоретическая концепция и не использует никаких условностей. В современном мире нет никаких препятствий поднять свое варническое положение не только на один уровень в течение одной жизни. Естественно не как шутка фортуны «из грязи в князи», а личным постепенным саморазвитием. Чтобы удержаться на определенной варне, необходимо на практике подтверждать соответствие уровня сознания занимаемой позиции.

Только к началу Нового Времени цивилизация позволила в течении одной жизни путем демонстрации заслуг в действии, перейти в более высокое сословие.

Негативные последствия отказа от пирамидальной организации общества

Равенство произвело угнетающий эффект на развитие сознания личности. При всеобщем равенстве нет стимула и смысла стремиться к развитию. Уже позже были найдены казустические способы для получения привилегий при формальном всеобщем равенстве (все равны, но некоторые равнее).

Наиболее универсальным механизмом псевдо-равенствена оказались деньги. Формализация привилегий была сделана путем покупки власти за деньги и закрепление привилегий правом на частную собственность. Лучшая часть человечества, которым претила грязная игра за привилегии, оказалась отсечена от механизмов развития. А беспринципная часть общества не развивалась сознательно, а искала "сравнительно честные способы отъема денег".

Дальнейшее развитие концепции равенства дало ложное ощущение, что все общество можно перетянуть разом в коммунизм. Ни либерализм (левые), ни консерватизм (правые) не дают выхода из сложившейся ситуации, лишь решают часть проблем и усугубляют другие. Такая желанная демократия на деле оказалась охлократией (властью охламонов).

Тем не менее реальная демократия вполне возможна, но не в государственном и тем более глобальном масштабе, а в локальных зонах, называемых «земство» (от "землячество") в которые входит только демос (народ...). В смешанных высоко урбанизированных зонах (крупные города-метрополисы) и речи не может идти о какой-либо демократии – только диктатура сверху.

Эта концепция комбинирования была создана и заявлена более полувека тому назад под названием «демократический централизм». Однако она так и не была доведена до полной реализации по известным причинам. Тем не менее она до сих пор является разумной альтернативой имеющейся охлократии.

Наметившаяся тенденции жизни в стиле дауншифта показывает, что много людей будут готовы переехать в земские зоны при условии, если там будет обеспечена полная демократия без формалистики и бюрократии. А центральная власть будет осуществлять протекторат и вмешиваться при серьезных нарушениях местной демократии или при нарушении конституции страны избранным земским руководством.

Другие пирамидальные модели

Пирамида потребностей А. Маслоу возникла как эффект заполнения пустоты, образовавшейся после утери/забвения древних знаний (свя́то место пусто не бывает). Он четко уловил пирамидальность и семислойность модели, и четко попал в две первых слоя. Однако все остальное оказалось "смазанным". Во-первых, его подход был психологическим, а не философским, что утрировало описание слоев до потребностей, опуская фактор ответсвенности как необходимое качество, для поднимания на ступени выше и соответствия личности ей. Во-вторых, Маслоу "растянул" 4 классических (широко известных) ступени варн на 7, вставив надуманные и несущественные промежуточные этапы. Ступени 5-7 были герметическими и стали открытыми значительно позже.

Если первые 4 ступени могут быть рассмотрены только в контексте личностного роста, то для ступеней 5-7 уже необходимо рассматривать общество и роль отдельной личности в развитии этого общества.

Подобным вопросом занимался Л. Гумилев в своей пассионарной теории этногенеза. Только в отличие от Маслоу (рассматривающего лишь развитие личности), Гумилев исследовал исключительно общественное развитие. Следует понимать, что под "пассионарием" подразумевается личность, достигшая уровня варн 5-7 (в зависимости от величины этноса). Соответственно сам народ по себе пассионарным не бывает. Можно говорить о "пассионарном народе/этносе" если в нем сложилась устойчивая традиция следовать за требовательным пассионарием, а не "добрым" популистом, устраивающим большинство.

Так например, первым пассионарием, начавшим формирование русского этноса, можно с уверенностью считать Рюрика (от санс. रूर [рюра] – горящий, пылкий). Предполагалось, что рюриковичи должны наследовать его качества, но династическая модель подвержена энтропии, потому периодически требовались "свежие" пассионарии. Пассионарность дуалистически противоречит постулату демократии и есть проявление власти Проведения.

Поделиться Поделиться в Телеграм