Обозров aльманах
о мире и жизни в нем
site-map

Варна

Статья из «Растолкового словаря» Обозрова

Варна — происходит от санскритского वर्ण [варңа]. Слово является холонимом, то есть имеет обобщающий абстрактный смысл, который сводится ко множеству более конкретных значений (меронимов). Перечень только несколько из них – порядок, особенность, характеристика, тип, образ, ценность, эффективность, расцветка, вес (все это в социальном контексте). В европейской традиции аналогом или синонимов варны служить термин «градус» (градация, анг. grade).

Слово «варна» зафиксировано в русской истории виде названия реки Варнава и одноименной фамилии. Варнава — река в Нижегородской области, правый приток реки Мокша в бассейне Волги. Оба слова "варнава" и "мокша" (освобождение) – санскритского извода и символически соединены здесь.

Варна является более абстрактным понятием, чем прикладное понятие каста. Каста определяет как вертикальный уровень развития сознания, так и горизонтальную детерминацию на одном и том же уровне развития (цех/профессия). Варна же описывает только вертикальный уровень развития без разделения на специальности.

Если касты, классы и т.п. сегрегационные понятия подразумевают какой-то формальный признак по рождению, имущественному цензу, образованию и т.п., то варна определяет реальную степень развития сознания человека и находится ли он на "своем месте" в обществе. Варну нельзя определить по каким-либо объективным показателям, а по тому, чем интересуется человек, о чем говорит, какие поступки совершает.

Наиболее близко к варне подходит термин сословие:

Маркером сословности было величание (возвеличивание). Людей низшего сословия и несовершеннолетних кликали (называли по кличке) или по уменьшительно-пренебрежительному имени (в семье уменьшительно-ласкательному).

  1. Кличка
  2. Полное имя
  3. Имя и отчество
  4. Имя, отчество и прозвище (ныне фамилия)
  5. – 7. Перед именем добавлялся титул

Даже вопрос об имени ("как тебя кличут" или "как тебя величают") имел предварительное оценочно значение (встреча по одежке). На "вы" обращались только к уровню 5–7. Они уже были чужими (не народом). Возглас «Иду на вы!» свойственен племенному общественному строю (уровня рядового княжества) значил борьбу как с инородцами, так и с теми, кто не жил в племени (народе), но претендовал на феодальное влияния на данное княжества (эпоха укрупнения в великие княжества и царства). Большинство людей не разбирались в делах вне княжества и даже не подозревали о какой-либо вассальной зависимости. Князь конечно знал, но если дружины на хватало, чтобы получить независимость и устроить свой феод, мог обратится с призывом к народу.

Собственно поэтому в деревней канонической варновой системе указаны только 4 первых варны. Остальные были не доступны пониманию людей того времени и потому не входили в программу народного образования. Информация о высших варнах долгое время оставалась герметической (ДСП).

Система варн может быть полезна людям, решившим заниматься развитием своей личности и делать это целенаправленно по плану, без стохастических киданий из стороны в стороны.

Перечень варн, составляющих гармоничное саморазвивающееся общество
(использована терминология нынешнего времени):


Название (инд.)
Название (рус.) Предназначение
Принцип жизни
0
Неприкасаемые
Холопы (бесправные)
Иждивение
Безответственность
Несовершеннолетние, преступники, недееспособные, бомжи и прочие деклассированные элементы.
1
Шудры
простоЛюдины (пролетариат, крестьяне)
Выживание
Труд
Пролетариат и крестьянство. Базовая стадия развития личностей (лат. ед.ч. lūdus, мн.ч. lūdi, прил. lūdic).
«Людина» – шудра, но «люди» – народ в целом
....
2
Вайшьи
Хазары (буржуазия)
Стабилизация и коммуникации
Накопление

Торговля как самый естественный способ связи отделенных регионов и передачи информации. Выход из состояния выживания и переход к стабильности.

Управление шудрами, обучение и передача им навыков (мастера, прорабы).

3
Кшатрии
Варяги (управленцы)
Сохранение и защита
Отстаивание и доминирование

Начальный организационно-управленческий уровень для сохранение жизней и накопленного общественного достояния. Специализация на военном деле.

Племенные общества, не достигшие такого уровня, могли призывать для защиты и управления "варяга" со стороны с личной дружиной за долю от производимого продукта. После создания государственности, пул свободных варягов стал называться «дворянами» и подразумевал обязательную военную службу (до 1762 г. – Пётр III). В советское время управленческий пул получил название «номенклатура», где уровень организационных качеств определялся офицерским званием в запасе.

Если кшатрий дает четкие команды вниз, то вайшья – предъявляет истерические требования как вниз, так и вверх.

4
Брахманы
Ве́щие, ве́дающие, веду́щие (народная элита)
Развитие общества
Просвещение

Метафорический путь из варяг в греки. Формально соответствует нынешнему термину «интеллигенция», но с оговорками.

По типичной ошибке к интеллигенции относят всех, кто не занимается физическим трудом. Обязательный критерий – просветительская деятельности и стремление к культурному и научному развитию национального общества, в кототом живет брахман.

Мастера искусств, спорта, клирики мелкого пошиба, исполняющие развлекательную или вспомогательную функцию, являются лишь вайшьями, не прошедшими уровня варяг и посему не в состоянии быть брахманами (Пути из торгашей в жре́цы нет!).

5
Раджи
Великие князья, цари (государственная элита)
 Объединение
Создание более крупных обществ

Управление многонациональной страной (государством). Управленцы и идеологи (философы, архиереи) созидательного уровня. Не проводящие уже существующие государственные наработки, а создающие новые формы.

Незначительные страны, мононациональные или имеющие лишь номинальную (сувенирную) государственность, управляются кшатриями.

6
Махараджи
Цари царей (имперская элита)
Предвидение
Суждение о судьбе мира

Управление множеством стран (государств) из одного центра. Противодействие глобализации с целью сохранения разнообразия Мира.

Одна единая империя  на планете неминуемо приводит к падений всей мировой цивилизации и скатывания на примитивный уровень. Устоявшаяся метафора – разрушение "Вавилонской Башни". В случае нашей цивилизации претендент – аллегорическая "Вашингтонская башня".

7
Махатма
Гений планеты (планетарная элита)
Единение
Блюстительство

Высшая личность на планете и сопоставимая с ним элита. Гений планеты единолично направляет развитие планеты в направлении цели, известной только ему (благодаря его уникальным личностным качествам – Мессия).

В отсутствие достойной личности, планетой управляет групповой регент (условно): Мировое политбюро / G21 / Глобальный предиктор / Генплан.

Как любой коллективный орган, он не в состоянии принять единственно истинное решение и потому производит перманентное раскачивания между большинством и меньшинством, пытаясь удержать равновесие в Мире. Регенты пытаются сохранить планету, но не в состоянии развивать ее.

Варновая система представляет принцип периодического экзамена на жизненные знания, умения и чувство ответственности с переходом на ступень выше при успешной его сдаче.

Для удобства понимания концепции варн с точки зрения армейской терминологии званий:

  1. Потенциальные призывники
  2. Рядовые
  3. Сержанты и прапорщики
  4. Офицеры
  5. Генералы
  6. Генерал-майоры и -лейтенанты
  7. Генерал-полковники и Маршалы
  8. Верховный Главнокомандующий и его штаб

Дискредитация варно-кастового общества, произошла из-за излишнего консервативного менталитета. В древнем обществе процессы развития шли довольно медленно. Сущность должна была прожить не одну жизнь, чтобы с помощью генетической памяти иметь возможность воплотиться в варне на ступень выше.

Если кастовая система, как практическая реализация в древнем индийском обществе, подразумевала невозможность сменить касту во время одной жизни (только при перерождении). То варна – это теоретическая концепция и не использует никаких условностей. В современном мире нет никаких препятствий поднять свое варническое положение не только на один уровень в течение одной жизни. Естественно не как шутка фортуны «из грязи в князи», а личным постепенным саморазвитием. Чтобы удержаться на определенной варне, необходимо на практике подтверждать соответствие уровня сознания занимаемой позиции.

Только к началу Нового Времени цивилизация позволила в течении одной жизни путем демонстрации заслуг в действии, перейти в более высокое сословие.

Негативные последствия отказа от пирамидальной организации общества

Дальнейшее ускорение развития дало ложное ощущение, что все общество можно перетянуть разом в равенство или коммунизм. Ни либерализм (левые), ни консерватизм (правые) не дают выхода из сложившейся ситуации, лишь решают часть проблем и усугубляют другие. Такая желанная демократия на деле оказалась охлократией (властью охламонов).

Тем не менее реальная демократия вполне возможна, но не в государственном и тем более глобальном масштабе, а в локальных зонах, называемых «земство» (от "землячество") в которые входит только демос (народ...). В смешанных высоко урбанизированных зонах (крупные города-метрополисы) и речи не может идти о какой-либо демократии – только диктатура сверху.

Эта концепция комбинирования была создана и заявлена более полувека тому назад под названием «демократический централизм». Однако она так и не была доведена до полной реализации по известным причинам. Тем не менее она до сих пор является разумной альтернативой имеющейся охлократии.

Наметившаяся тенденции жизни в стиле дауншифта показывает, что много людей будут готовы переехать в земские зоны при условии, если там будет обеспечена полная демократия без формалистики и бюрократии. А центральная власть будет осуществлять протекторат и вмешиваться при серьезных нарушениях местной демократии или нарушение конституции страны избранным земским руководством.

Другие пирамидальные модели

Пирамида потребностей А. Маслоу возникла как эффект заполнения пустоты, образовавшейся после утери/забвения древних знаний (свя́то место пусто не бывает). Он четко уловил пирамидальность и семислойность модели, и четко попал в две первых слоя. Однако все остальное оказалось "смазанным". Во-первых, его подход был психологическим, а не философским, что утрировало описание слоев до потребностей, опуская фактор ответсвенности как необходимое качество, для поднимания на ступени выше и соответствия личности ей. Во-вторых, Маслоу "растянул" 4 классических (широко известных) ступени варн на 7, вставив надуманные и несущественные промежуточные этапы. Ступени 5-7 были герметическими и стали открытыми значительно позже.

Если первые 4 ступени могут быть рассмотрены только в контексте личностного роста, то для ступеней 5-7 уже необходимо рассматривать общество и роль отдельной личности в развитии этого общества.

Подобным вопросом занимался Л. Гумилев в своей пассионарной теории этногенеза. Только в отличие от Маслоу (рассматривающего лишь развитие личности), Гумилев исследовал исключительно общественное развитие. Следует понимать, что под "пассионарием" подразумевается личность, достигшая уровня варн 5-7 (в зависимости от величины этноса). Соответственно сам народ по себе пассионарным не бывает. Можно говорить о "пассионарном народе/этносе" если в нем сложилась устойчивая традиция следовать за требовательным пассионарием, а не "добрым" популистом, устраивающим большинство.

Так например, первым пассионарием, начавшим формирование русского этноса, можно с уверенностью считать Рюрика (от санс. रूर [рюра] – горящий, пылкий). Предполагалось, что рюриковичи должны наследовать его качества, но династическая модель подвержена энтропии, потому периодически требовались "свежие" пассионарии. Пассионарность дуалистически противоречит постулату демократии и есть проявление власти Проведения.

Поделиться Поделиться в Телеграм