
Варна
Варна — происходит от санскритского वर्ण [варңа]. Слово является холонимом, то есть имеет обобщающий абстрактный смысл, который сводится ко множеству более конкретных значений (меронимов). Перечень только несколько из них – порядок, особенность, характеристика, тип, образ, ценность, эффективность, расцветка, вес (все это в социальном контексте). В европейской традиции аналогом или синонимов варны служит термин «градус» (градация, анг. grade).
Слово «варна» зафиксировано в русской истории в виде названия реки Варнава и одноименной фамилии. Варнава — река в Нижегородской области, правый приток реки Мокша в бассейне Волги. Оба слова "варнава" и "мокша" (освобождение) – санскритского извода и символически соединены здесь.
Варна является более абстрактным понятием, чем прикладное понятие каста. Каста определяет как вертикальный уровень развития сознания, так и горизонтальную детерминацию на одном и том же уровне развития (цех/профессия). Варна же описывает только вертикальный уровень развития без разделения на специальности.
Если касты, классы и т.п. сегрегационные понятия подразумевают какой-то формальный признак по рождению, имущественному цензу, образованию и т.п., то варна определяет реальную степень развития сознания человека и находится ли он на "своем месте" в обществе. Варну нельзя определить по каким-либо объективным показателям, а по тому, чем интересуется человек, о чем говорит, какие поступки совершает.
Наиболее близко к варне подходит термин сословие:
-
Из сословия в сословие возможно подниматься (крестьянин → торговец → дворянин)
-
Не существует какого-либо формализма в определении сословия, оно было на "словах" и подтверждалось словами других. Особенно на низких уровнях сословности, лишь на более высоких уровнях появлялась письменная (формальная) запись о сословии.
-
Лишь передача сословия по роду выпадает. Предполагалось, что семейное воспитание гарантирует доведение детей до уровня родителей (что уже не работает в наше время). Хотя уже тогда дворянство даровалось личное или родовое, в зависимости от воспитательных качеств человека. В любом случае династия не гарантирует от постепенного вырождения из поколения к поколению по закону энтропии (даже без появления случайных очевидных выродков в роду).
Маркером сословности было величание (возвеличивание).
Людей низшего сословия и несовершеннолетних кликали (называли по
кличке) или по уменьшительно-пренебрежительному имени (в семье
уменьшительно-ласкательному).
- Кличка
- Полное имя
- Имя и отчество
- Имя, отчество и прозвище (ныне фамилия)
- – 7. Перед именем добавлялся титул
Даже вопрос об имени ("как тебя кличут" или "как тебя величают") имел предварительное оценочно значение (встреча по одежке). На "вы" обращались только к уровню 5–7. Они уже были чужими (не народом). Возглас «Иду на вы!» свойственен племенному общественному строю (уровня рядового княжества) значил борьбу как с инородцами, так и с теми, кто не жил в племени (народе), но претендовал на феодальное влияние на данное княжество (эпоха укрупнения в великие княжества и царства). Большинство людей не разбирались в делах вне княжества и даже не подозревали о какой-либо вассальной зависимости. Князь конечно знал, но если дружины не хватало, чтобы получить независимость и устроить свой феод, мог обратится с призывом к народу.
Собственно поэтому в древней канонической варновой
системе указаны
только 4 первых варны. Остальные были не доступны
пониманию людей того времени и потому не входили в программу
народного образования. Информация о высших варнах долгое
время оставалась герметической (ДСП).
Система варн может быть полезна людям, решившим заниматься развитием своей личности и делать это целенаправленно по плану, без стохастических киданий из стороны в стороны.
Перечень варн, составляющих гармоничное
саморазвивающееся общество
(использована терминология нынешнего времени):
Название (рус.) | Предназначение |
Принцип жизни |
||
---|---|---|---|---|
0 |
Неприкасаемые |
Холопы
(бесправные) |
Иждивение |
Безответственность |
Деклассированные элементы, которые не входят в варновую (гражданскую) модель общества. Те, которые по разным причинам (малый возраст, состояние психического здоровья или личные убеждения) не в состоянии или отказываются жить по принципам цивилизованного общества:
Существуют два базовых подхода к проблеме неприкасаемых (термины условные):
|
||||
1 |
Шудры |
простоЛюдины (пролетариат,
крестьяне) |
Выживание |
Труд |
Пролетариат и крестьянство. Базовая стадия развития личностей (лат. ед.ч. lūdus, мн.ч. lūdi,
прил. lūdic).
Базовая варна цивилизационного гражданского общества. Состоит из работников, которые понимают, для чего они работают в принципе и понимают весь комплекс операций, связанных с выполнением данной задачи (посильный для данного уровня варнического сознания). Они могут работать самостоятельно (без надсмотрщика) и сами решают вопросы своего питания и свободного времени. Шудра может повышать уровень своего умения и знаний, проявляя их на практике (инициативность), работник может быть повышен в должности до руководителя звена, и так далее вплоть до начального уровня вайшьи➋ (пока наемного). Если наемный работник чувствует
достаточно уверенности в вопросе его пропитания, он
может начать собственное дело, став полноценным мастером
(вайшья➋).
|
||||
2 |
Вайшьи |
Хазары (мастеровые и предприниматели) |
Накопление |
|
Требуется гораздо больше умений и знаний по сравнению с шудрой➊. Это может быть наемный управляющий или гувернант. Самостоятельный предприниматель несомненно находится выше уровня вайш, поскольку это требует вложений в оборудование и помещение, а также принятие всех рисков на себя. Торговля как самый естественный способ связи отделенных регионов и передачи информации (коммуникации). Выход из состояния выживания и переход к стабильности. Предусмотренная задача – первичная координация шудр➊, обучение на примере и передача им навыков (мастера, прорабы). К вайшьям относится только малый (семейный) и
средний бизнес. На крупном бизнесе уже происходит
качественный переход и он относится к кшатриям➌. |
||||
3 |
Кшатрии |
Варяги (управленцы: помещики и аристократы) |
Сохранение и защита |
|
Начальный организационно-управленческий уровень для сохранения жизней и накопленного общественного достояния. Специализация на военном деле, которому свойственен порядок, переносимый в цивильную жизнь. Предусмотренная задача – управление достаточно крупными частями общества или крупными организациями. Племенные общества, не достигшие такого уровня, могли призывать для защиты и управления "варяга" со стороны с личной дружиной за долю от производимого продукта. После создания государственности, пул свободных варягов стал называться «дворянами» и подразумевал обязательную военную службу (до 1762 г. – Пётр III). В советское время управленческий пул получил название «номенклатура», где уровень организационных качеств определялся офицерским званием в запасе. Если кшатрий➌ дает четкие команды вниз, то вайшья➋ – предъявляет истерические требования как вниз (народ не тот), так и вверх (власть плохая). |
||||
4 |
Брахманы | Развитие общества |
Просвещение |
|
Прошедшие метафорический путь из варяг в греки . Включает в себя только самых выдающихся деятелей культуры, образования, науки и религии, которые задают тон движения общества. Формально соответствует нынешнему термину «интеллигенция», но с оговорками. По устоявшейся ошибке к интеллигенции сейчас
относят всех, кто не занимается техническими или торговыми
специальностям – это заблуждение. Обязательный критерий
для интеллигента – просветительская деятельность и
стремление к культурному/научному/духовному развитию
национального общества, в котором живет брахман. Мастера искусств, спорта, журналисты, преподаватели
начального образования или тренинга, клирики на приходском
уровне и т.п. фигуры, исполняющие вспомогательную функцию,
являются лишь вайшьями➋. Принципиально
они ничем не отличаются от торговцев на рынке,
только товар и них не штучный или развесной, а виртуальный
(know-how, зрелищность, эмоции, участие, советы,
наставления). То есть это пара-товар (др.-греч. παράσιτος – "пара-пища"), который
несомненно обладает ценностью и может исчисляться в
денежном эквиваленте. Однако не пройдя уровня навыков варны
кшатрий➌ — не имея наработанных навыков
самоконтроля и силы воли, такие люди не в состоянии
быть брахманами (пути из мастеров в жре́цы
нет!). Достаточно хорошим примером типичного брахмана (истинного интеллигента) является еврейский раввин – всегда спокойный, взвешенный, рассудительный и весьма уважаемый всеми нижележащими варнами. Или яркий пример истинного русского интеллигента высочайшего класса ▶, имя которого даже не знает широкая публика (чем выше класс, тем больше проявляется скромность брахмана). Если творческая или знающая личность ищет доход,
признание и славу, тратит время и ресурсы на борьбу за
свои авторские права, он может быть вайшьей➋,
кшатрием➌ или их комбинацией, но
однозначно он еще не является полноценным брахманом.
Творчество истинных брахманов крайние редко имеет
авторство и чаше становится народным творчеством.
Вопрос пропитания, богатства и славы, у брахмана
должен быть уже закрыт, иначе это не интеллигент,
а "интеллигенствующий" на ➋/➌-м уровнях развития. На английском "intelligence" значит разведка (спецслужба). И действительно социальная роль интеллигенции (находящейся на границе народа и элиты) в философском понимании состоит в том, чтобы делать объективные выводы о состоянии народа и докладывать элите. А затем доводить до народа (народным языком), что надо сделать, чтобы решить образовавшуюся проблему. Если взять аналогию из анатомии человека, то интеллигенция выполняет роль гемато-энцефалического барьера (ГЭБ – почти как ГБ). Он не дает крови (народ) попадать непосредственно в ЦНС (элита). Если кровь все же туда попадает (кровоизлияние), иммунная система крови начинает убивать клетки ЦНС, принимая их за инородные тела. В результате – инсульт ЦНС. Биологические системы, не имеющие ГЭБ, крайне примитивны: амёбы, желеобразные, черви и прочие бесхордовые (бесхребетные). Самое краткое и ёмкое определение интеллигента:
|
||||
5 |
Раджи |
Объединение |
Создание более крупных обществ |
|
Управление многонациональной страной (государством). Управленцы и идеологи (философы, архиереи) созидательного уровня. Не проводящие уже существующие государственные наработки, а создающие новые формы. Незначительные страны, мононациональные или имеющие лишь номинальную (сувенирную) государственность, управляются кшатриями➌.
|
||||
6 |
Махараджи |
Цари царей (имперская элита) |
Предвидение |
Суждение о судьбе мира |
Управление множеством стран (государств) из одного центра. Противодействие глобализации с целью сохранения разнообразия Мира. Одна единая империя на планете неминуемо приводит к падению всей мировой цивилизации и скатыванию на примитивный уровень. Устоявшаяся метафора – разрушение "Вавилонской Башни". В случае нашей цивилизации претендент – аллегорическая "Вашингтонская башня".
|
||||
7 |
Махатма |
Гений планеты
(планетарная элита) |
Единение |
Блюстительство |
Высшая личность на планете и сопоставимая с ним элита. Гений планеты единолично направляет развитие планеты в направлении цели, известной только ему (благодаря его уникальным личностным качествам – Мессия). В отсутствие достойной личности, планетой управляет групповой регент — Мировое политбюро (СБ ООН) / G7 (семибоярские сходки) / Глобальный Предиктор / Мировой ГенПлан (мировое правительство). Как любой коллективный орган, он не в состоянии принять
единственно истинное решение и потому
производит перманентное раскачивание между большинством и
меньшинством, пытаясь удержать равновесие в Мире. Регенты
пытаются сохранить планету, но не в состоянии развивать
ее. |
Варновая система представляет принцип периодического экзамена на жизненные знания, умения и чувство ответственности с переходом на ступень выше при успешной его сдаче.
Для удобства понимания концепции варн с точки зрения армейской терминологии званий:
- Потенциальные призывники
- Рядовые
- Сержанты и прапорщики
- Офицеры
- Генералы
- Генерал-майоры и -лейтенанты
- Генерал-полковники и Маршалы
- Верховный Главнокомандующий и его штаб
Факультативное объяснение герметизации высших варн
Зеркальное отражение низких (народных) варн на высшие. По той же логике генерал-лейтенанты старше генерал-майоров по рангу.
Само это явление показывает, что представители элит, утратившие всякую связь с народностью (например вырождающаяся династийная элита) является бесполезным балансом, тормозящим развитие человечества.
Следует различать тех, кто говорит нужные популистские слова от тех, кто совершает нужные дела (даже если они не популярны в толпе), но эти дела ведут к реальному развитию сознания человечества.
Выражение «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает» обретает реальный смысл в эффекте зеркала. Как бы не казалось, что мнение народа не влияет на состав элиты в наше время, корреляция все же есть. Только она не так явна и скрыта под наслоениями бытовухи.
Если под "народом" понимать не толпу
горлопанов-халявщиков, а тот самый "глубинный" народ,
скромно хранящий зерно созидательности нации, то тогда эта
кажущаяся расхожей фраза наполняется истиным
смыслом.
Дискредитация варно-кастового общества, произошла из-за излишнего консервативного менталитета. В древнем обществе процессы развития шли довольно медленно. Сущность должна была прожить не одну жизнь, чтобы с помощью генетической памяти иметь возможность воплотиться в варне на ступень выше.
Если кастовая система, как практическая реализация в древнем индийском обществе, подразумевала невозможность сменить касту во время одной жизни (только при перерождении). То варна – это теоретическая концепция и не использует никаких условностей. В современном мире нет никаких препятствий поднять свое варническое положение не только на один уровень в течение одной жизни. Естественно не как шутка фортуны «из грязи в князи», а личным постепенным саморазвитием. Чтобы удержаться на определенной варне, необходимо на практике подтверждать соответствие уровня сознания занимаемой позиции.
Только к началу Нового Времени цивилизация позволила в течении одной жизни путем демонстрации заслуг в действии, перейти в более высокое сословие.
Негативные последствия отказа от пирамидальной организации
общества
Равенство произвело угнетающий эффект на развитие сознания личности. При всеобщем равенстве нет стимула и смысла стремиться к развитию. Уже позже были найдены казустические способы для получения привилегий при формальном всеобщем равенстве (все равны, но некоторые равнее).
Наиболее универсальным механизмом псевдо-равенствена оказались деньги. Формализация привилегий была сделана путем покупки власти за деньги и закрепление привилегий правом на частную собственность. Лучшая часть человечества, которым претила грязная игра за привилегии, оказалась отсечена от механизмов развития. А беспринципная часть общества не развивалась сознательно, а искала "сравнительно честные способы отъема денег".
Дальнейшее развитие концепции равенства дало ложное ощущение, что все общество можно перетянуть разом в коммунизм. Ни либерализм (левые), ни консерватизм (правые) не дают выхода из сложившейся ситуации, лишь решают часть проблем и усугубляют другие. Такая желанная демократия на деле оказалась охлократией (властью охламонов).
Тем не менее реальная демократия вполне возможна, но не в государственном и тем более глобальном масштабе, а в локальных зонах, называемых «земство» (от "землячество") в которые входит только демос (народ➊...➍). В смешанных высоко урбанизированных зонах (крупные города-метрополисы) и речи не может идти о какой-либо демократии – только диктатура сверху.
Эта концепция комбинирования была создана и заявлена более полувека тому назад под названием «демократический централизм». Однако она так и не была доведена до полной реализации по известным причинам. Тем не менее она до сих пор является разумной альтернативой имеющейся охлократии.
Наметившаяся тенденции жизни в стиле дауншифта показывает, что много людей будут готовы переехать в земские зоны при условии, если там будет обеспечена полная демократия без формалистики и бюрократии. А центральная власть будет осуществлять протекторат и вмешиваться при серьезных нарушениях местной демократии или при нарушении конституции страны избранным земским руководством.
Другие пирамидальные модели
Пирамида потребностей А. Маслоу возникла как эффект заполнения пустоты, образовавшейся после утери/забвения древних знаний (свя́то место пусто не бывает). Он четко уловил пирамидальность и семислойность модели, и четко попал в две первых слоя. Однако все остальное оказалось "смазанным". Во-первых, его подход был психологическим, а не философским, что утрировало описание слоев до потребностей, опуская фактор ответственности как необходимое качество, для поднимания на ступени выше и соответствия личности ей. Во-вторых, Маслоу "растянул" 4 классических (широко известных) ступени варн на 7, вставив надуманные и несущественные промежуточные этапы. Ступени 5-7 были герметическими и стали открытыми значительно позже.
Если первые 4 ступени могут быть рассмотрены только в контексте личностного роста, то для ступеней 5-7 уже необходимо рассматривать общество и роль отдельной личности в развитии этого общества.
Подобным вопросом занимался Л. Гумилев в своей пассионарной теории этногенеза. Только в отличие от Маслоу (рассматривающего лишь развитие личности), Гумилев исследовал исключительно общественное развитие. Следует понимать, что под "пассионарием" подразумевается личность, достигшая уровня варн 5-7 (в зависимости от величины этноса). Соответственно сам народ по себе пассионарным не бывает. Можно говорить о "пассионарном народе/этносе" если в нем сложилась устойчивая традиция следовать за требовательным пассионарием, а не "добрым" популистом, устраивающим большинство.
Так например, первым пассионарием, начавшим формирование
русского этноса, можно с уверенностью считать Рюрика (от санс. रूर
[рюра] – горящий, пылкий). Предполагалось, что рюриковичи
должны наследовать его качества, но династическая
модель подвержена энтропии, потому периодически требовались "свежие"
пассионарии. Пассионарность дуалистически противоречит постулату
демократии и есть проявление власти Проведения.
- Структура общества
- Пятая колонна — важность варновой
системы для гармоничности общества
- Периодическая матрица сознания — корреляция между варной и открытием чакр