Обозров aльманах
о мире и жизни в нем
site-map
expl_varna-thumb

Варна

Статья из «Растолкового словаря Обозрова»

Варна — происходит от санскритского वर्ण [варңа]. Слово является холонимом, то есть имеет обобщающий абстрактный смысл, который сводится ко множеству более конкретных значений (меронимов). Перечень только несколько из них – порядок, особенность, характеристика, тип, образ, ценность, эффективность, расцветка, вес (все это в социальном контексте). В европейской традиции аналогом или синонимов варны служит термин «градус» (градация, анг. grade).

Слово «варна» зафиксировано в русской истории в виде названия реки Варнава и одноименной фамилии. Варнава — река в Нижегородской области, правый приток реки Мокша в бассейне Волги. Оба слова "варнава" и "мокша" (освобождение) – санскритского извода и символически соединены здесь.

Варна является более абстрактным понятием, чем прикладное понятие каста. Каста определяет как вертикальный уровень развития сознания, так и горизонтальную детерминацию на одном и том же уровне развития (цех/профессия). Варна же описывает только вертикальный уровень развития без разделения на специальности.

Если касты, классы и т.п. сегрегационные понятия подразумевают какой-то формальный признак по рождению, имущественному цензу, образованию и т.п., то варна определяет реальную степень развития сознания человека и находится ли он на "своем месте" в обществе. Варну нельзя определить по каким-либо объективным показателям, а по тому, чем интересуется человек, о чем говорит, какие поступки совершает.

Наиболее близко к варне подходит термин сословие:

Маркером сословности было величание (возвеличивание). Людей низшего сословия и несовершеннолетних кликали (называли по кличке) или по уменьшительно-пренебрежительному имени (в семье уменьшительно-ласкательному).

  1. Кличка
  2. Полное имя
  3. Имя и отчество
  4. Имя, отчество и прозвище (ныне фамилия)
  5. – 7. Перед именем добавлялся титул

Даже вопрос об имени ("как тебя кличут" или "как тебя величают") имел предварительное оценочно значение (встреча по одежке). На "вы" обращались только к уровню 5–7. Они уже были чужими (не народом). Возглас «Иду на вы!» свойственен племенному общественному строю (уровня рядового княжества) значил борьбу как с инородцами, так и с теми, кто не жил в племени (народе), но претендовал на феодальное влияние на данное княжество (эпоха укрупнения в великие княжества и царства). Большинство людей не разбирались в делах вне княжества и даже не подозревали о какой-либо вассальной зависимости. Князь конечно знал, но если дружины не хватало, чтобы получить независимость и устроить свой феод, мог обратится с призывом к народу.

Собственно поэтому в древней канонической варновой системе указаны только 4 первых варны. Остальные были не доступны пониманию людей того времени и потому не входили в программу народного образования. Информация о высших варнах долгое время оставалась герметической (ДСП).

Система варн может быть полезна людям, решившим заниматься развитием своей личности и делать это целенаправленно по плану, без стохастических киданий из стороны в стороны.

Перечень варн, составляющих гармоничное саморазвивающееся общество
(использована терминология нынешнего времени):

image/svg+xmlШУДРЫ – РАБОТНИКИ ВАЙШЬИ – МАСТЕРА КШАТРИИ – УПРАВЛЕНЦЫ БРАХМАНЫ – ИНТЕЛЛЕГЕНЦИЯ РАДЖИ – ГОСУДАРСТВА МАХАРАДЖИ – ИМПЕРИИ НАРОД ЭЛИТА – ЗНАТЬ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА ВЛАСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ВЛАСТЬ НАРОДА МАХАТМА – ГП


Название (инд.)
Название (рус.) Предназначение
Принцип жизни
0
Неприкасаемые
Холопы (бесправные)
Иждивение
Безответственность

Деклассированные элементы, которые не входят в варновую (гражданскую) модель общества. Те, которые по разным причинам (малый возраст, состояние психического здоровья или личные убеждения) не в состоянии или отказываются жить по принципам цивилизованного общества:

  • Малолетние и несовершеннолетние;
  • Недееспособные;
  • Преступники;
  • Холопы или батраки – те, кто не в состоянии ответственно исполнять комплексно порученную работу в течение продолжительного срока;
  • Отказники (бомжи, клошары и т.п. отделенные личности);
  • Отказники, которые сформировали свою культурно-этническую среду, остались внутри общества (с кочевым образом жизни) и приспособились паразитировать на разных недостатках гражданского общества;
  • Одичавшие люди, бежавшие в дикую природу и образовавшие дикие племена;

Существуют два базовых подхода к проблеме неприкасаемых (термины условные):

  1. Платонический (свойственен для цивилизаций восточного типа).
    Терпимое отношение к неприкасаемым (отсюда название) и мягкое мотивирование их к вхождению в социальную жизнь.

  2. Аристотелевский (свойственен для цивилизаций западного типа).
    Насильственное и жесткое использование обществом, которое сводится к эксплуатации их труда (рабство).

    Одно из извращенных свойств аристотелевской модели — обращение в рабство полноценных граждан других цивилизаций с иным типом сознания. Слова "slave" и "слав" действительно этимологически связаны, но в противоположном направлении заимствования, чем трактуется ныне по западному образцу.

    Слово "slave" позднего романского прохождения, а в древнегреческом для понятия "раб" (в нынешнем понимании) использовалось δῶλος/δοῦλος и это слово восходит к индоевропейскому दलित [далита] – неполноценный (a.k.a. "неприкасаемый").

По индийским и древе-греческим понятиям принуждать к труду неприкасаемых запрещалась, если только они сами не выразят желание. Самый типичный вариант – подённое батрачество за еду, которое не требует навыков, особого качества и ответственности. Известный вариант группового батрачества неприкасаемых – бурлаки. Собирались они не сами, а подрядчиками.

я1
Шудры
Kрестьянств/пролетариат (простоЛюдины)
Выживание
Труд

Пролетариат и крестьянство. Базовая стадия развития личностей (лат. ед.ч. lūdus, мн.ч. lūdi, прил. lūdic).
«Людина» – шудра, но «люди» – народ в целом
....

Базовая варна цивилизационного гражданского общества. Состоит из работников, которые понимают, для чего они работают в принципе и понимают весь комплекс операций, связанных с выполнением данной задачи (посильный для данного уровня варнического сознания). Они могут работать самостоятельно (без надсмотрщика) и сами решают вопросы своего питания и свободного времени.

Шудра может повышать уровень своего умения и знаний, проявляя их на практике (инициативность), работник может быть повышен в должности до руководителя звена, и так далее вплоть до начального уровня вайшьи (пока наемного).

Если наемный работник чувствует достаточно уверенности в вопросе его пропитания, он может начать собственное дело, став полноценным мастером (вайшья).

2
Вайшьи
Мещанство/буржуазия (Хазары)
Стабилизация и коммуникации
Накопление

Требуется гораздо больше умений и знаний по сравнению с шудрой. Это может быть наемный управляющий или гувернант. Самостоятельный предприниматель несомненно находится выше уровня вайш, поскольку это требует вложений в оборудование и помещение, а также принятие всех рисков на себя.

Торговля как самый естественный способ связи отделенных регионов и передачи информации (коммуникации). Выход из состояния выживания и переход к стабильности.

Предусмотренная задача – первичная координация шудр, обучение на примере и передача им навыков (мастера, прорабы). Обычно такой социальный слой проживет в городах (бургах) и потому в наше время его принято называть "буржуазия".

К вайшьям относится только малый (индивидуальный/семейный) и средний бизнес. На крупном бизнесе уже происходит качественный переход и он относится к кшатриям "олигархат" – высокие управленческие навыки большими и очень большими социальными группами. Атрибутивное отличие канонического аристократа от олигарха в том, что у первого в приоритете государство, а у второго – личные или клановые интересы.

3
Кшатрии
Аристократия/номенклатура (Варяги)
Сохранение и защита
Отстаивание и доминирование

Начальный организационно-управленческий уровень для сохранения жизней и накопленного общественного достояния. Специализация на военном деле, которому свойственен порядок, переносимый в цивильную жизнь.

Предусмотренная задача – управление достаточно крупными частями общества или крупными организациями.

Племенные общества, не достигшие такого уровня, могли призывать для защиты и управления "варяга" со стороны с личной дружиной за долю от производимого продукта. После создания государственности, пул свободных варягов стал называться «дворянами» и подразумевал обязательную военную службу (до 1762 г. – Пётр III). В советское время управленческий пул получил название «номенклатура», где уровень организационных качеств определялся офицерским званием в запасе.

Если кшатрий дает четкие команды вниз, то вайшья – предъявляет истерические требования как вниз (народ не тот), так и вверх (власть плохая).

Самым ценным качеством кшатрия является навык приятия волевых организаторских решений. Причем они могли быть вызваны не обязательно путем рационального мышления, а интуицией. Потому зачастую в советское в среде специалистов (вайш) любили распускать слухи, что начальник дурак/самодур. Но когда появлялась вакансия начальника руководство не видело в среде специалистов достойного, кто-бы оказался не просто умным (заумным) и не загубил бы порченное ему дело. В этом случае руководство приглашало кого-нибудь со стороны из пула свободной номенклатуры необходимого чина (номенклатуре присваивалось воинское звание в запасе). Те же местные специалисты из-за свойственной вайшьям зависти и ехидного умствования говорили между собой: "призвали варяга".

Аристакратов-кшатриев также назвать "ариями". В отличие от общепринятого заблуждения это не эти не этнический признак, а уровень развития сознания личности. Племенные общества, состоящие из шудр (земледельцы) и вайшья (торговцы) не состоянии создать полноценное общество (государство) – оно всегда рыхлое, не в состоянии навести четкий порядок даже внутри себя, и тем более защитить себя от грабежей (набегов).

Кшатрии формовались из народов, где климат не позволял активного земледелия и животноводства. Но у них был достаточно времени на охоту и наработку боевых навыков. По началу они жили за счет грабежей земледельческих племен, либо от них откупались. Потом знакомых кшатриев-ариев стали нанимать для защиты от сторонних грабителей. Позже возникла идея найма с открытым сроком – князья (конунги/king'и), чтобы бы навести порядок внутри общества, защищать от всех возможных врагов или представительствовать в политических переговорах.

Именно тогда арии (князь и его дружна) стали ассимилироваться с народом. Дружина расселялась на княжеском подворье, отсюда термин  "дворяне" и традиция воинской службы для дворян).

Самые известные образы, через которые происходило приучение и приобщение к арийскому сознанию – Георгий Победоносец и Иисус Навин. Образы защитников и примеры для следования в личностном развитии – то, что ныне называется "чувство патриотизма". Полное отсутствие чувства патриотизма и его активное отторжение значит, что личность залипла на уровне вайшья – дальнейшее качественное развитие личности становится невозможным.

4
Брахманы Ве́щие, ве́дающие, веду́щие (Интеллигенция)
Развитие общества
Просвещение

Прошедшие метафорический путь из варяг в греки. Включает в себя только самых выдающихся деятелей культуры, образования, науки и религии, которые задают тон движения общества. Формально соответствует нынешнему термину интеллигенция, но с важными оговорками.

По устоявшейся ошибке к интеллигенции сейчас относят всех, кто не занимается техническими или торговыми специальностям – это заблуждение. Обязательный критерий для интеллигента – просветительская деятельность и стремление к культурному/научному/духовному развитию национального общества, в котором живет брахман.

Мастера искусств, спорта, журналисты, преподаватели начального образования или тренинга, клирики (клерки) на приходском уровне и т.п. фигуры, исполняющие вспомогательную функцию, являются лишь вайшьями. Принципиально они ничем не отличаются от торговцев на рынке, только товар и них не штучный или развесной, а виртуальный (know-how, зрелищность, эмоции, участие, советы, наставления). То есть это пара-товар (др.-греч. παράσιτος – "пара-пища"), который несомненно обладает ценностью и может исчисляться в денежном эквиваленте. Однако не пройдя уровня навыков варны кшатрий — не имея наработанных навыков самоконтроля и силы воли, такие люди не в состоянии быть брахманами (пути из мастеров в жре́цы нет!). Опыт кшатрия начинают получать режиссеры, тренеры, руководители отделов и претенденты на научные зваиия в пока еще псевдо-интеллигентской сфере. Наиболее архетипическое распределение варн в средней школе: рядовые учителя – вайши, завучи – кшатрии, директор – брахман.

Достаточно хорошим примером типичного брахмана (истинного интеллигента) является еврейский раввин – всегда спокойный, взвешенный, рассудительный и весьма уважаемый всеми нижележащими варнами. Или яркий пример истинного русского интеллигента высочайшего класса , имя которого даже не знает широкая публика (чем выше класс, тем больше проявляется скромность брахмана).

Скромность (отказ от стремления к славе или даже хайпа вокруг свой личности) – очень показательное качество истинного интеллигента (брахмана). Расхожее понятие "народное творчество" очень красивое и лестное, но давайте не будем себя обманывать. Видели вы, чтобы толпа нарда создала что-либо ценное и вечное. Максимум фанатская речевка.

Народное творчество – результат труда отдельных личностей, очень талантливых и очень мудрых –  они должны были знать, о чем писать, какие слова использовать, что бы народ это полюбил и пронес сквозь века. При этом они совершенно не заботились об увековечивании своих имен. Это невероятная самоотверженность и любовь с своему народу – такая непонятная и непостижимая для нас нас нынешних.

Если творческая или знающая личность ищет доход, признание и славу, тратит время и ресурсы на борьбу за свои авторские права, он может быть вайшьей, кшатрием или их комбинацией, но однозначно он еще не является полноценным брахманом. Творчество истинных брахманов крайние редко имеет авторство и чаше становится народным творчеством. Вопрос пропитания, богатства и славы, у брахмана должен быть уже закрыт, иначе это не интеллигент, а "интеллигенствующий" (богема) на ➋/➌-м уровнях развития.

Главное отличие псевдо-интеллигенции от истинной брахманиеской — отсутствие созидательности. Вайшьи умеют хорошо оперировать словами (умничать), быть остроумными критиками, но это лишь часть их достоинств. Не сама приятная часть – бездумное критиканство и "кретитив" – анти-созидатальность (уныние, декаданс). Интеллигентствуюкщие кшатрии➌  способны "контролировать базар" и удерживать среду креативных вайш в ранках здравого смысла. Но и они не способны создавать новые смыли, отвечающие требованиям времени. Только инттелигенты-брахманы имеют такие качества.

На английском "intelligence" значит разведка, спецслужба – различайте рядовых работников, офицеров и мыслителей. И действительно социальная роль интеллигенции-брахманов (находящейся на границе народа и элиты) в философском понимании состоит в том, чтобы делать объективные выводы о состоянии народа и докладывать элите. А затем доводить до народа (народным языком), что надо сделать, чтобы решить образовавшуюся проблему.

Если взять аналогию из анатомии человека, то интеллигенция выполняет роль гемато-энцефалического барьера (ГЭБ – почти как ГБ). Он не дает крови (народ) попадать непосредственно в ЦНС (элита). Если кровь все же туда попадает (кровоизлияние), иммунная система крови начинает убивать клетки ЦНС, принимая их за инородные тела. В результате – инсульт ЦНС. Биологические системы, не имеющие ГЭБ, крайне примитивны: амёбы, желеобразные, черви и прочие бесхордовые (бесхребетные).

Самое краткое и ёмкое определение интеллигента:

Чекистом (ГЭБистом) может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками.
© Ф. Э. Дзержинский

5
Раджи
Великие князья, цари (государственная элита)
 Объединение
Создание более крупных обществ

Управление многонациональной страной (государством). Управленцы и идеологи (философы, архиереи) созидательного уровня. Не проводящие уже существующие государственные наработки, а создающие новые формы.

Незначительные страны, мононациональные или имеющие лишь номинальную (сувенирную) государственность, управляются кшатриями.

6
Махараджи
Цари царей (имперская элита)
Предвидение
Суждение о судьбе мира

Управление множеством стран (государств) из одного центра. Противодействие глобализации с целью сохранения разнообразия Мира.

Одна единая империя  на планете неминуемо приводит к падению всей мировой цивилизации и скатыванию на примитивный уровень. Устоявшаяся метафора – разрушение "Вавилонской Башни". В случае нашей цивилизации претендент – аллегорическая "Вашингтонская башня".

7
Махатма
Гений планеты (планетарная элита)
Единение
Блюстительство

Высшая личность на планете и сопоставимая с ним элита. Гений планеты единолично направляет развитие планеты в направлении цели, известной только ему (благодаря его уникальным личностным качествам – Мессия).

В отсутствие достойной личности, планетой управляет групповой регент — Мировое политбюро (СБ ООН) / G7 (семибоярские сходки) / Глобальный Предиктор / Мировой ГенПлан (мировое правительство).

Как любой коллективный орган, он не в состоянии принять единственно истинное решение и потому производит перманентное раскачивание между большинством и меньшинством, пытаясь удержать равновесие в Мире. Регенты пытаются сохранить планету, но не в состоянии развивать ее.

Варновая система представляет принцип периодического экзамена на жизненные знания, умения и чувство ответственности с переходом на ступень выше при успешной его сдаче.

Для удобства понимания концепции варн с точки зрения армейской терминологии званий:

  1. Потенциальные призывники
  2. Рядовые
  3. Сержанты и прапорщики
  4. Офицеры
  5. Генералы
  6. Генерал-майоры и -лейтенанты
  7. Генерал-полковники и Маршалы
  8. Верховный Главнокомандующий и его штаб
Факультативное объяснение герметизации высших варн

высшие-варны

Зеркальное отражение низких (народных) варн на высшие. По той же логике генерал-лейтенанты старше генерал-майоров по рангу.

Само это явление показывает, что представители элит, утратившие всякую связь с народностью (например вырождающаяся династийная элита) является бесполезным балансом, тормозящим развитие человечества.

Следует различать тех, кто говорит нужные популистские слова от тех, кто совершает нужные дела (даже если они не популярны в толпе), но эти дела ведут к реальному развитию сознания человечества.

Выражение «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает» обретает реальный смысл в эффекте зеркала. Как бы не казалось, что мнение народа  не влияет на состав элиты в наше время, корреляция все же есть. Только она не так явна и скрыта под наслоениями бытовухи.

Если под "народом" понимать не толпу горлопанов-халявщиков, а тот самый "глубинный" народ, скромно хранящий зерно созидательности нации, то тогда эта кажущаяся расхожей фраза наполняется истиным смыслом.

Дискредитация варно-кастового общества, произошла из-за излишнего консервативного менталитета. В древнем обществе процессы развития шли довольно медленно. Сущность должна была прожить не одну жизнь, чтобы с помощью генетической памяти иметь возможность воплотиться в варне на ступень выше.

Если кастовая система, как практическая реализация в древнем индийском обществе, подразумевала невозможность сменить касту во время одной жизни (только при перерождении). То варна – это теоретическая концепция и не использует никаких условностей. В современном мире нет никаких препятствий поднять свое варническое положение не только на один уровень в течение одной жизни. Естественно не как шутка фортуны «из грязи в князи», а личным постепенным саморазвитием. Чтобы удержаться на определенной варне, необходимо на практике подтверждать соответствие уровня сознания занимаемой позиции.

Только к началу Нового Времени цивилизация позволила в течении одной жизни путем демонстрации заслуг в действии, перейти в более высокое сословие.

Негативные последствия отказа от пирамидальной организации общества

Равенство произвело угнетающий эффект на развитие сознания личности. При всеобщем равенстве нет стимула и смысла стремиться к развитию. Уже позже были найдены казустические способы для получения привилегий при формальном всеобщем равенстве (все равны, но некоторые равнее).

Наиболее универсальным механизмом псевдо-равенствена оказались деньги. Формализация привилегий была сделана путем покупки власти за деньги и закрепление привилегий правом на частную собственность. Лучшая часть человечества, которым претила грязная игра за привилегии, оказалась отсечена от механизмов развития. А беспринципная часть общества не развивалась сознательно, а искала "сравнительно честные способы отъема денег".

Дальнейшее развитие концепции равенства дало ложное ощущение, что все общество можно перетянуть разом в коммунизм. Ни либерализм (левые), ни консерватизм (правые) не дают выхода из сложившейся ситуации, лишь решают часть проблем и усугубляют другие. Такая желанная демократия на деле оказалась охлократией (властью охламонов).

Тем не менее реальная демократия вполне возможна, но не в государственном и тем более глобальном масштабе, а в локальных зонах, называемых «земство» (от "землячество") в которые входит только демос (народ...). В смешанных высоко урбанизированных зонах (крупные города-метрополисы) и речи не может идти о какой-либо демократии – только диктатура сверху.

Эта концепция комбинирования была создана и заявлена более полувека тому назад под названием «демократический централизм». Однако она так и не была доведена до полной реализации по известным причинам. Тем не менее она до сих пор является разумной альтернативой имеющейся охлократии.

Наметившаяся тенденции жизни в стиле дауншифта показывает, что много людей будут готовы переехать в земские зоны при условии, если там будет обеспечена полная демократия без формалистики и бюрократии. А центральная власть будет осуществлять протекторат и вмешиваться при серьезных нарушениях местной демократии или при нарушении конституции страны избранным земским руководством.

Другие пирамидальные модели

Пирамида потребностей А. Маслоу возникла как эффект заполнения пустоты, образовавшейся после утери/забвения древних знаний (свя́то место пусто не бывает). Он четко уловил пирамидальность и семислойность модели, и четко попал в две первых слоя. Однако все остальное оказалось "смазанным". Во-первых, его подход был психологическим, а не философским, что утрировало описание слоев до потребностей, опуская фактор ответственности как необходимое качество, для поднимания на ступени выше и соответствия личности ей. Во-вторых, Маслоу "растянул" 4 классических (широко известных) ступени варн на 7, вставив надуманные и несущественные промежуточные этапы. Ступени 5-7 были герметическими и стали открытыми значительно позже.

Если первые 4 ступени могут быть рассмотрены только в контексте личностного роста, то для ступеней 5-7 уже необходимо рассматривать общество и роль отдельной личности в развитии этого общества.

Подобным вопросом занимался Л. Гумилев в своей пассионарной теории этногенеза. Только в отличие от Маслоу (рассматривающего лишь развитие личности), Гумилев исследовал исключительно общественное развитие. Следует понимать, что под "пассионарием" подразумевается личность, достигшая уровня варн 5-7 (в зависимости от величины этноса). Соответственно сам народ по себе пассионарным не бывает. Можно говорить о "пассионарном народе/этносе" если в нем сложилась устойчивая традиция следовать за требовательным пассионарием, а не "добрым" популистом, устраивающим большинство.

Так например, первым пассионарием, начавшим формирование русского этноса, можно с уверенностью считать Рюрика (от санс. रूर [рюра] – горящий, пылкий). Предполагалось, что рюриковичи должны наследовать его качества, но династическая модель подвержена энтропии, потому периодически требовались "свежие" пассионарии. Пассионарность дуалистически противоречит постулату демократии и есть проявление власти Проведения.

Поделиться Поделиться в Телеграм