Обозров aльманах
о мире и жизни в нем
site-map

Амбиция • Скромность

Статья из «Растолкового словаря Обозрова»

Амбиции

Амбиции — термин заимствован из английского ambitions и значащий стремление к личностному росту (самосовершенствованию). Имеет явную положительную коннотацию, поскольку соответствует завету Христа (Матфея 5:48):

εσεσθε ουν υμεις τελειοι ως ο πατηρ υμων ο ουρανιος τελειος εστιν
Говорю вам – стремитесь к совершенству, как совершен Отец ваш Небесный воистину.
Неканонический перевод Обозрова

После заимствования слова «амбиции» в русский язык, сразу же произошел смысловой сдвиг значения в негативные коннотации. Это связано с историческим соперничеством англосаксонского и русского менталитетов.

На сегодняшний день термину «амбиции» соответствует смысловая нагрузка в виде "безосновательного стремления", блефа, хуцпы (наглости). Все эти негативные проявления связаны с отсутствием скромности.

Скромность

Скромность — механизм торможения стремлений (амбиций) с целью предотвращать их чрезмерное выплескивание в виде возжеланий (маний), которые в итоге приводят к страданиям (как самого субъекта, так окружающих его).

В исторической русской культуре существует пережиток, свойственный всем чтящим традиции культурам – чрезмерная скромность, недооценка своих возможностей и упускание шанса проявить как себя для личного развития (эффект серой мыши), так и общества в целом. Исконный русский синоним амбиций – «стремление» является не повседневным словом, а скорее относится к возвышенной (интеллигентской) языковой зоне. Таким образом в массовом культурном коде образовалась лакуна здравого плодотворного стремления — безысходная скромность, либо нездоровые амбиции на гране психозов.

В достаточно развитых восточных странах (Япония, Таиланд и др.), имеющих подобную проблему, полным ходом идет "амбитизация" школьников и студентов. Им выдаются задания останавливать прохожих и задавать вопросы либо привлекать их необычным поведением. К сожалению все это происходит по западным гипертрофированным лекалам.

Как излишняя амбициозность, так и излишняя скромность – негативные факторы качества жизни и отсутствие баланса между ними является следствием потери чувства меры.

Историко-цивилизационный обзор

Поскольку и термин амбиции несет разный смысл в разных культурах (вплоть до противоположного), он требует особого разбирательства. Мы вводим для амбиций альтернативный термин «α-ген», для того чтобы избежать уже сложившиеся культурные предубеждения.

В данном случае термин «α-ген» не имеет прямого отношения к такой дисциплине как «генетика» и используется лишь в образном смысле. Его можно рассматривать как аналог термина «аллерген» (порождавший неприязнь).

Как любое диалектическое понимание нашего мире, явление α-гена несете как позитивные так и отрицательные "концы палки" или "стороны медали":

  1. Позитив — стремление к развитию (совершенствование, селекция), заложенные в любой сложный живой организм (высшие животные и человек).

    Менее развитые организмы ведут более пассивный образ жизни и формирую собой либо концепцию пищи, либо паразита. В обоих случаях пассивное развитие вынужденно выживать за счет количественного фактора – большая плодовитость. В то время как для сложных организмов, ценностью становится качественное развитие.

  2. Негатив — стремление к доминирование с подавление других особей. В человеческом обществе сформировались соответствующие механизмы (по мере увеличения их вредности):
    • Система рейтингов.
    • Блеф, хуцпа (настырный блеф).
    • Чувство избранности.
    • Национализм, нацизм, расизм.
    • Внедрение механизмов для предотвращение развития сознания у других человеческих особей или наций целиком: reservatio mentalis, политический конформизм.

    Так или иначе эти меры ведут к упрощению (хакингу) справедливости, а в окончательном итоге – к деградации такой общественной системы в целом.

    Переход на негативную сторону α-гена можно назвать «первородным грехом человека», который следует рассматривать как побочный эффект обретения разума при наличии материального тела на базе высших животных.

В качестве «антигена» к негативным сторонам «α-гена» била введена концепция скромности. В истории человечества известны три великих попытки внедрить антиген скромности:

  1. Первая глобальная попытка была зафиксирована как рассчитанное отшельничество целого этноса под водительством Моисея. В принципе отшельничество остается универсальной техникой по развитию скромности в отдельной  личности, но смелый эксперимент по коллективному отшельничеству в течение 40-а лет первый и четко зафиксированных в истории нашей цивилизации.

    В качестве результата была заявлена «Земля Обетованная» (позже в христианстве переименована в «Царство Небесное»), но к сожалению термин, внедренный Моисеем был понят слишком буквально.

    На сегодняшний день можно говорить, что эксперимент оказался неудачным. Группа диссидентов, недовольных отшельничеством, начали протест, создав культ «Золотого тельца» (полный антипод скромности). И хотя бунт был подавлен, тем не менее много сторонников его выжили и перешли в латентную форму протеста (мимикрировали). Именно они повлияли на последующие письменные записи Торы, вложив туда между оригинальных слов Моисея вполне явную программу своей избранности. Избранность для эксперимента выла конвертирована в α-генетиескию избранность.

  2. Во второй раз эта тема была зафиксирована в истории под кодовым названием «спор Платона и Аристотеля». Платон как более опытный философ настаивал на скромности (как элемент терпения), в то время как Аристотель, как более молодой и неопытный, раскручивал α-ген (цель оправдывает средства). В качестве третейского трикстера выступал известный отшельник и юродивый Диоген.

    Античная цивилизация разделилась на две противоборствующие ветви. Аристотелевцы ушли на запад и начали создавать романскую ветвь цивилизации. А платоновцы – на север и стали создавать славянскую ветвь.

    Для славянства с учетом опыта Моисея не было коллективного отшельничества, но с помощью неписанного культурного кодекса ценностей (кон) создавался культ скромности и терпения.

  3. Третья попытка называться «Магометанство» (в 19 веке переименована в «Ислам»). Суть ее состояла в том, чтобы компенсировать ущерб, нанесенный семитскому этносу.

    Огромные достижения в культуре и науке — Авиценна, Аль-Хорезми→"алгоритм", "алгебра" (الجبر [альджабр/альджаббар] – термин упоминается в Коране), цивилизация Великих Моголов, они же Татаро-Монголы (в оригинале मङ्गल [mₐṅgₐlₐ] – "великие, блистательные").

    Была создана идеологическая оппозиция иудаизму. Имеется с виду той его части, попавшей под влияние α-гена, здоровая часть была сохранена в форме ислама (арабская культура).

Можно отдельно отметить повторную попытку нового коллективного отшельничества в 2020-м году под условным названием «COVID-19». Последствия его еще требуют изучения, но уже сейчас становится понятно, что глобальный карантин предотвратил WW3. Он решил лишь малую часть имеющихся проблем, в частности некоторое сдувание глобального "финанасового пузыря" за счет балластного (непроизводительного) бизнеса. Горячая война решила бы эту проблему более радикально, но и гораздо более кровавым способом.

Поделиться Поделиться в Телеграм